АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

 

Их появлению предшествовал длительный период, когда удаление от мирской жизни носило характер отшельничества (отшельники поддерживали связи друг с другом, с семьей). Образы анахоретов появляются уже в самых ранних памятниках армянской литературы. Общежительное монашество (киновия) начало утверждаться в Армении не ранее V–VI вв. В V в. христианским народам Кавказа пришлось бороться с попытками Ирана насадить зороастризм как в Армении, так и в соседних Иверии (Восточная Грузии) и Кавказской Албании. В 450–451 и 482–484 гг. армяне (в первом случае, найдя поддержку у албан, а во втором – совместно с грузинами) поднимали восстания против персидского владычества, в ходе которых борьба за сохранение христианства сочеталась со стремлением обеспечить издавна существующие нормы самоуправления. Эти движения окончательно закрепили победу христианской веры. Роль церкви (не только в моральном смысле) была огромной (при том что тяжелые потери были и среди духовенства). В тот же период было характерным и вероотступничество. Стремясь выдвинуться на политическом поприще (или из материальных выгод), многие представители местной знати готовы были отказаться от христианской веры и обратиться к огнепоклонству. По-видимому, канонизация Григория Просветителя в конце 60-х гг. V в. и последующее широкое распространение его почитания были ответом на вероотступничество и гонения, конец которым положил успешный для армян и грузин исход движения 482–484 гг. В период борьбы против Персии окончательно закрепилась роль Армянской апостольской церкви как основного консолидирующего нацию института. Самосознание армян отныне определялось принадлежностью к национальной христианской церкви, вероучение и деятельность которой были направлены на защиту не только веры, но и жизненных интересов всего армянского народа. В конце V в. престол предстоятеля церкви переместился из Валаршапата в административный центр армянского марзпанства – г. Двин. Оформившись в качестве самостоятельного церковного института, Армянская апостольская церковь продолжала поддерживать тесные связи с другими епархиями и диоцезами христианского Востока (прежде всего, с Кесарией Каппадокийской и Антиохией), входя в сообщество единой Вселенской церкви. В Армянской апостольской церкви, как и в других древневосточных церквах, отсутствует какое-либо официально утвержденное сжатое изложение основ вероучения. Источниками по догматике служат Символы веры, святоотеческие сборники-флорилегии (например, «Печать веры», VII в.), соборные постановления и вероисповедания наиболее авторитетных богословов: Григора Нарекаци (X в.), католикоса Нерсеса IV Шнорали (в пастырском послании к армянскому народу, в послании к императору Мануилу Комнину и в богословской поэме «Иисус, Сын Единородный Отцу» – XII в.), а также архиепископа Тарсского Нерсеса Ламбронаци (XII в.). В Армянской апостольской церкви используются три древних Символа веры. Краткий Символ употребляется в чине оглашения; он, вероятно, развился из древних «крещальных вопрошаний». «Средний» Символ входит в чин Божественной литургии (в армянской традиции именуемый Никейским, а в научной литературе – «Armeniacum», родственный Никео-Цареградскому Символу веры и толкованию на него). Он приписывается Афанасию Великому и восходит предположительно к V в. (древнейшее свидетельство – «История» епископа Себеоса, VII в.).

 



 
PR-CY.ru