Словарь по христианству А АРМИНИЙ Якоб

АРМИНИЙ Якоб

АРМИНИЙ Якоб (1560–1609 гг.) – голландский реформатский теолог и пастор, основатель и теоретик арминианства. Он родился в южной Голландии, образование получил в университетах Марбурга (1517 г.), Лейдена (1576–1581 гг.), в академии Женевы (1582, 1584–1586 гг.) и Базеля (1582–1583 гг.), где до 1587 г. учился под руководством преемника Кальвина – профессора Теодора Беза. Из Швейцарии он ездил в Рим. После возвращения на родину, с 1588 по 1603 гг. Арминий служил пастором реформатской церкви в Амстердаме, с 1603 г. – профессор Лейденского университета. Он разошелся с ортодоксальным кальвинизмом в вопросах предопределения и действия благодати. Арминий вмешался в спор между супралапсариями и инфралапсариями, из которых первые утверждали, что предопределение к спасению дано до грехопадения, а вторые – после и в связи с ним. Но у него появились сомнения, которые Арминий некоторое время скрывал. Полемизируя еще в 1589 г. с Дирком Коорнхертом (критиковавшим тезис кальвинизма о безусловном предызбрании людей к спасению), Арминий признал, что доводы оппонента достаточно убедительны (в сотериологической перспективе человек зависит именно от божественной благодати). Но возможность спасения еще не делает положительный исход неизбежным, т.к. Бог вовсе не навязывает людям свою благодать. В таком случае, приходит к выводу Арминий, должна осуществиться данная Богом свобода человеческой воли, т.е. способность самостоятельно выбирать между благими и греховными поступками и отвечать перед Богом за последствия этого выбора. В 1591 г. он прокомментировал 7-ю и 10-ю главы послания Павла к Римлянам не в духе кальвинизма. Его обвинили в пелагианстве, но на этот раз дело было улажено, хотя сомнения насчет верности Арминия кальвинизму остались. В 1593 г. он продолжал комментировать послание к Римлянам и проповедями на тему 9-й главы вызвал новые обвинения и расследования, сделавшие его центром общего внимания. Его проповеди собирали многочисленную публику. Опасаясь репрессий за пересмотр ключевых положений кальвинистского провиденциализма, Арминий предпочел не декларировать свои взгляды, что не избавило его, однако, от острых дискуссий со строгими доктринерами, особенно со старшим профессором теологии Лейденского университета Франциском Гомаром (1563–1641 гг.). Арминия даже заставили оправдываться перед Генеральными штатами Голландии, но репутация добросовестного пастора и высокообразованного теолога помогла не только оправдаться, но и занять вакантное (после эпидемии 1603 г.) место профессора в университете Лейдена.

 



 
PR-CY.ru