АРМИНИАНСТВО, арминиане, ремонстранты - Страница 2

 

Он находил его противоречащим понятию о Боге, который представлялся как бы виновником греха, отрицающим свободу человека и упраздняющим христианство. Арминий утверждал, что первые века нашей эры не знали подобных воззрений. Таким образом, арминианство утвердило право человека содействовать Богу, поскольку человеческая природа и после грехопадения сохранила способность стремиться к добру. Арминиане исходят из того, что человек обладает свободой воли, и, следовательно, имеет возможность благодаря своему поведению, поступкам, личной вере преодолеть усилиями своей воли последствия первородного греха и спастись. Таким образом, возможность (или невозможность) спасения зависит от того, какой образ жизни избирает и ведет сам человек. Для строгого кальвинизма любое признание религиозной свободы человека было недопустимым, поскольку оно ограничивало всевластие Бога и разрушало краеугольный камень богословия Кальвина –  абсолютный суверенитет Бога. Кроме того, арминианство посягало на самое сокровенное завоевание кальвинизма – безусловность спасения избранных. Арминий и его последователи подвергли также критике кальвинистское понимание церкви как надзирающего и наказующего органа и утверждали необходимость религиозной терпимости. Дискуссии Арминия и Ф. Гомара имели столь высокий общественный резонанс, что дважды проводились в Генеральных штатах Голландии. Несмотря на то, что в последние годы жизни Арминий подвергался гонениям, его учение, отчасти близкое пелагианству (например, в представлениях о первородном грехе, свободе выбора и спасении), оказало определенное влияние на методизм и баптизм, на светское гуманистическое направление XVI–XVII вв. Представителей арминианства вытеснили из Лейденского университета, на них были нападения и с других сторон. В 1610 г. партия подала Генеральным штатам Голландии и Западной Фрисландии представление (remonstrantia) и от этого документа получила название ремонстрантов. В нем высказывались следующие мысли: 1) Бог до творения мира вечным непреложным установлением благоволил во Христе, ради Христа и через Христа спасти тех, которые благодатью Святого Духа веруют в Сына Его; 2) Христос умер за всех и каждого; 3) человек приобретает спасительную веру не от себя самого, а получает возрождение от Бога во Христе через Святого Духа; 4) благодать Божья, которой следует приписывать все добро, не действует неодолимо; 5) эта благодать устрояет наше спасение, но нельзя утверждать, что ее нельзя утратить. Противники арминиан (гомаристы) составили опровержение ремонстрации, где осторожно, но настойчиво проводили воззрения строгого кальвинизма. Переговоры партий в Гааге и Делфте не привели к соглашению. В 1614 г. Генеральные штаты запретили такие собрания, т.к. они возбуждали народ. Для арминиан положение оставалось неопределенным, но не безнадежным. Скоро, однако, произошел поворот. После смерти принца Филиппа Вильгельма штатгальтером стал граф Мориц Нассауский – человек индифферентный к религии. Он принял сторону гомаристов в целях ослабления штатов, которые симпатизировали арминианам. Чтобы сломить ремонстрантов, он созвал Собор в Дордрехте (1618–1619 гг.). Еще до открытия Собора штатгальтер отстранил от должности многих городских магистратов, сочувствовавших арминианам. На Собор явились богословы из Голландии, Англии, Гессена, Бремена, Пфальца и Швейцарии. Обвинители ремонстрантов были и их судьями. Собор составил canones Dordrechtani, направленные против ремонстрации, в которых решительно проводились инфралапсаристские воззрения (причем не исключался и супралапсаризм). Собор объявил ремонстрантов недостойными духовных мет и академической службы. Дело дошло до казней и погромов. Даже знаменитый Гуго Гроций едва избег опасности. Двумстам проповедникам была запрещена деятельность. Глава ремонстрантов Епископий (или Бископ) поселился в Руане. Изгнанные разошлись по разным местам, но прочно осели только в основанном ими Фридрихштадте в Гольштейне. Однако осужденные и не думали о подчинении. Они выработали в Антверпене план особой организации. Во главе был поставлен Собор, который собирался ежегодно попеременно то в Амстердаме, то в Роттердаме. Его членами были все проповедники, один профессор семинарии и уполномоченные от общин. Для ведения текущих дел Собор выбирал комитет из пяти лиц, из которых одно ежегодно выбывало и заменялось новым избранником.

 



 
PR-CY.ru