АРИСТОТЕЛЬ и христианство - Страница 4

О переводе с подлинника сочинений Аристотеля заботился папа Николай V. Его правильному пониманию отчасти содействовало и постепенно растущее предпочтение греческих комментаторов – арабским. Впрочем, филологическое направление в изъяснении Аристотеля старалось поставить себя вне влияния тех и других. Предпочтение одних комментаторов другим ярко выразилось в споре между аверроистами и александристами, т.е. приверженцами арабского комментатора – Аверроэса, и греческого – Александра Афродизийского. Центром этих споров была Падуя, университет которой уже в XIV в. считался средоточием аверроизма. Его главными представителями в XV и XVI вв. были Николетто Верниа, Алессандро Акиллини и Агостино Нифо. А главными представителями александризма были Пьетро Помпонацци (1462–1524 гг.) и Юлий Цезарь Скалигер (1484–1558 гг.). Были и сторонники примирительного направления, например, Гаспаро Контарини (1483–1542 гг.), Джакомо Цабарелла (1532–1589 гг.) и Чезаре Кремонини (1552–1631 гг.). Реформация не могла оставить незатронутым авторитет Аристотеля вследствие установившейся в Средние века внутренней связи его философии с церковным учением. Лютер в пылу полемики с римско-католической церковью называл Аристотеля «безбожным оружием папистов», однако впоследствии, признав мнение Меланхтона, что без Аристотеля как учителя научной формы обойтись невозможно, согласился допустить к изучению и пользованию текст Аристотелевых сочинений, поскольку он не искажен схоластическими комментариями. Так в протестантских университетах появился новый аристотелизм, отличавшийся от схоластики простотой и отсутствием пустых тонкостей, хотя и сближавшейся с ней в том отношении, что также ставил себе задачей поставить христианское учение в тесную связь с философской мыслью и, в частности, преобразовать натуралистические элементы в философии Аристотеля (особенно его психологическое учение) так, чтобы оно имело согласный с верой смысл. Однако и после Реформации прежний схоластический аристотелизм не угас. Он возродился и пользовался большим влиянием в Испании в той форме, какую придал ему Фома Аквинский. Среди этих новых испанских схоластиков особенно замечателен Франсиско Суарес (1548–1617 гг.), который в противовес протестантскому перипатетизму старался восстановить в католичестве прежнее значение схоластического аристотелизма. Он имел приверженцев среди католических мыслителей Германии, Франции, Англии, Италии и Испании и получил особое признание после энциклики папы Льва XIII от 4 августа 1879 г., с тех пор став официальной философией католической церкви. Виднейшими представителями данного философского направления в Германии стали: Клейтген, Гутберлет, Т. Пеш, Коммер, Гаффнер, Штёкль, Катрейн, Шнейдер и Вильман. Источник: Словарь Христианство.



 
PR-CY.ru