АРИСТОТЕЛЬ и христианство - Страница 3

 

В целом (наряду с увлечением арабским аритотелизмом) в XIII и XIV вв. против него шла борьба в интересах христианской истины и в интересах восстановления чистого учения Аристотеля. Когда в XVI и XVII вв. в Испании под влиянием иезуитов вновь началось возрождение схоластики, то борьба с аверроизмом проявилась как ее характерная черта, впрочем, заявившая о себе не с такой силой, как прежде. Хотя схоластики не во всем следовали за Аристотелем, тем не менее, христианизированный философ признавался в знаниях естественнонаучных таким же авторитетом, каким была церковь в знаниях божественных. И пока мысль о возможности философского обоснования церковного учения, о согласии философии с богословием прочно удерживалась, до тех пор авторитет Аристотеля был прочным. Он стал колебаться лишь с утверждением мысли о различии между этими двумя областями, о признании недоступности философскому разумению высших тайн веры. Эта мысль была высказана еще Фомой Аквинским, но в резкой форме (в виде учения о двойной истине, философской и богословской) она проводилась в учении номиналистов, естественно вставших, таким образом, в оппозицию Аристотелю, учение которого схоластикой признавалось вполне согласуемым с церковной верой. Оппозицией против Аристотеля характеризуется вначале эпоха Возрождения. Прежде всего, она стояла во внутренней связи с оппозицией против папства, против влияния и учения церкви. Но были и другие  причины. Прежде всего, – возрождение платонизма. Платон и Плотин всегда противопоставлялись Аристотелю уже в оппозиционных взглядах схоластиков, а в эпоху Возрождения реакция против аристотелевской схоластики выражается в форме восторженного почитания Платона и резкой или умеренной критики Аристотеля. Основатель Платоновской академии во Флоренции Плифон (1370–1452 гг.), известный вообще критико-полемическими выступлениями против Аристотеля, в своем главном сочинении «О различии между Платоном и Аристотелем» с жаром опровергает аристотелевскую теологию, психологию и этику. Однако его выступление встретило и оппозицию со стороны защитников Аристотеля: константинопольского патриарха Геннадия и Георгия Трапезундского, которому возражал последователь Плифона – кардинал Виссарион Никейский, отдававший, впрочем, дань справедливого уважения и Аристотелю. Критиком Аристотеля выступает Лоренцо Валла (1407–1457 гг.), державшийся в этике эпикурейских взглядов. Философия Аристотеля имела, однако, в это время и приверженцев, но их внимание было обращено на выполнение особой задачи. Знакомство с подлинным греческим текстом Аристотеля стало возможным благодаря тому, что греки, переселившиеся в Италию до и после завоевания Константинополя, привозили с собой научные памятники. Это поставило перед учеными задачу правильного (путем филологического анализа) истолкования Аристотеля, освобождения подлинного философа от тех искажений, которым его подвергло арабское, а отчасти и христианское Средневековье. Эту задачу взяли на себя гуманисты, во главе которых в Италии стоял Феодор Газа (1400–1478 гг.) – ученый-аритотелик. Он перевел естественнонаучные сочинения Аристотеля и Теофораста, написал несколько трактатов, касавшихся отношений Аристотеля к Платону, и собрал вокруг себя много учеников и единомышленников. Самыми выдающимися из них были: в Германии – Рудольф Агрикола (1442–1485 гг.), излагавший почерпнутые из подлинных сочинений мысли Аристотеля (утонченным языком Цицерона, в противоположность варварской латыни схоластики); во Франции – Жак Лефевр (1455–1637 гг.), изъяснявший сочинения Аристотеля в изящных латинских парафразах.

 



 
PR-CY.ru