АРИСТОТЕЛЬ и христианство - Страница 2

 

Первый из схоластиков, у которого видна осведомленность в философии Аристотеля во всем ее объеме и которому были известны и ее арабские комментаторы, был Александр из Гэльса (ум. в 1245 г.). Тщательно оберегаясь от их заблуждений (он имеет в виду, главным образом, Авиценну), Александр из Гэльса пользуется арабо-аристотелевской философией для построения своей богословской системы. Его «Summa theologiae», одобренная папой Климентом IV, долго пользовалась великим уважением у схоластиков. Ярким полемистом против Аристотеля и арабских аристотеликов выступил Гильом из Оверни, епископ Парижский (ум. в 1249 г.), отстаивавший субстанциональность человеческих душ и державшийся теории идей и космологии Платона. Линкольский епископ Роберт Гроссетест (ум. в 1253 г.) комментировал сочинения Аристотеля, учение которого он связывал с платоновским. Как переводчик сочинений Аристотеля с комментариями Аверроэса известен Михаил Скот (XIII в.). Отрицательно относился к метафизическому учению Аристотеля, отдавая предпочтение Платону, Бонавентура (1221–1274 гг.). Но первый из схоластиков, кто, использовав арабских комментаторов, изложил всю философию Аристотеля в систематическом порядке и в преобразованном (согласно с церковным учением) виде, был Альберт Великий (1193–1280 гг.). Он поставил перед собой грандиозную задачу: во-первых, ввести философию Аристотеля, освобожденную от всяких неясностей, очищенную от всего, что несогласно с христианством, с требованиями разума и указаниями опыта, и обогащенную всеми результатами послеаритотелевской науки, в круг мыслей христианского общества; во-вторых, построить на основе этой христианизированной философии Аристотеля систему христианского богословия, в которой христианская истина была бы представлена в полном, доступном человеческому постижению свете. Система Альберта Великого послужила и образцом, и основой для последующих схоластических систем. Его великий ученик Фома Аквинский (1225–1274 гг.) решает ту же задачу, что и Альберт Великий, и в ее решении идет аналогичным путем. Он также хочет, прежде всего, сделать философию Аристотеля собственностью христианской науки, положить ее в основу богословско-философского умозрения и как можно полнее применить к церковному вероучению. Он также хочет использовать эту философию для обоснования христианских истин в том числе и для их зашиты от неверных (под которыми подразумевает, между прочим, и арабских аритотеликов, в особенности аверроистов), а также для построения научно-богословской системы. В его лице схоластическая философия достигает своей вершины. Но если в методе толкования Аристотеля Фома Аквинский и отличается от своего учителя (между прочим, он первый в основу всех своих комментариев Аристотеля положил переводы с оригинального текста), если систематизаторским талантом, критической проницательностью и ясностью мысли он превосходит Альберта Великого, тем не менее, Фома Аквинский довел до совершенства только то, что было начато его учителем: основные положения, главные точки зрения, метод и система построения научного здания у них одинаковы. В сторону платоновских и неоплатоновских воззрений в области философии склонялся Дунс Скот (ум. в 1308 г.). Для него Аристотель уже не является таким авторитетом, как для Фомы Аквинского; он полемизирует также с учением арабских аристотеликов (Аверроэса). Заявили о себе в борьбе с арабскими аристотеликами и другие, современные Фоме Аквинскому и Дунсу Скоту, хотя и менее видные схоластики. Почти все свои сочинения посвятили борьбе с ними Эгидий Римский, Раймунд Мартин, Бернард Трильский, Генрих из Гента. Высоко чтил Аристотеля и в его толковании следовал Авиценне Роджер Бэкон, однако он указывал на заблуждения у того и другого. До 400 сочинений (по некоторым известиям) написал против аверроизма Раймонд Луллия.

 



 
PR-CY.ru