АРИСТОВО СОГЛАСИЕ (Аристовщина)

АРИСТОВО СОГЛАСИЕ (Аристовщина) – старообрядцы-беспоповцы, течение в старообрядчестве, выделившееся из федосеевского согласия в 1809–1810 гг., основанное петербургским купцом В. К. Аристовым (1763–1819 гг.) и получившее свое название от его имени. После федосеевского собора 1809 г. он не менее сурово, чем первые федосеевцы, отнесся к вступлению в брак, к контактам старообрядцев с «внешними» и участию их в общественных делах. Аристовцы не приняли решений собора и выделись в отдельное согласие. Под влиянием сочинений Никиты Спицына В.К. Аристов еще в 1800 г. выдвинул два основных пункта, по которым он не соглашался с федосеевцами: по вопросу об отношению к властям и по вопросу о браке. В отличие от федосеевцев, которые относились терпимо к светским властям, Аристов призывал к неповиновению, считая власти еретичествующими и служащими антихристу. Он также выступал против заключения браков, поощряя внебрачное сожительство, в то время как сами федосеевцы признавали венчание даже в тех случаях, когда оно было совершено в православной церкви. До 1840-х гг. (пока существовала молельня Аристова) аристовцы собирались на общие богослужения, однако молитвенные собрания у них были редкими, чаще они молились порознь перед створчатым медным образом, который носили с собой (других икон они не принимали). Заупокойной молитвы аристовцы не совершали, будучи уверенными, что после смерти все они отправятся в райские обители. Они отказывались от военной службы, считая ее смертным грехом. В XIX в. аристово согласие распространилось в Архангельской и Олонецкой губерниях. Видные деятели движения (В.К. Аристов и А.О. Бумажников) были известны среди старообрядцев как ревностные хранители веры, собиратели древностей, знатоки истории старообрядчества. Аристово согласие исчезло в конце XX в., и сейчас общины аристовцев неизвестны.

 
PR-CY.ru