АРИСТИН Алексий

АРИСТИН Алексий (ум. после 1166 г.) – византийский канонист, один из трех авторитетнейших канонистов православной церкви. Уроженец Эллады, он получил юридическое образование и занимал высокую гражданскую должность, когда был вызван в Константинополь императором Иоанном II Комнином. В столице Аристин в сане диакона занимал одновременно высшие государственные и церковные должности (номофилакса, орфанотрофа, дикайодота и великого эконома патриаршей церкви). Поскольку совмещение светских и церковных должностей стало нарушением требований Константинопольского Собора 1157 г., то он должен был оставить государственные посты, сохранив должность великого эконома. В этом качестве Аристин присутствовал на Константинопольском Соборе 1166 г., при Мануиле Комнине. По поручению императора Иоанна II Комнина около 1130 г. Аристин написал толкование церковных канонов, взяв за основу собрание канонов «Синопсис», которое составил Стефан Эфесский (в редакции, вероятно, Симеона Метафраста). «Синопсис» был относительно краток и компактен, поэтому им было легко пользоваться, но из-за множества сокращений и ошибок при переписке он стал почти непригодным к употреблению. Свои толкования Аристин написал не к полному тексту церковных правил, а к сокращенному – именно к «Синопсису» Стефана Эфесского. В своих толкованиях Аристин пользовался полным текстом правил и вносил их в свои комментарии, а также выдержки из них. Использовал он и древние схолии (глоссы) на каноны, поясняя буквальный смысл фразы, но не вдаваясь в казуистические тонкости. Изредка Аристин делает ссылки на гражданские законы по церковным делам. В большинстве случаев он указывает, как должны быть понимаемы некоторые неясные слова и выражения, встречающиеся в правилах, собранных в «Синопсисе». Если об одном и том же предмете говорится в разных правилах, Аристин дает на них общее толкование. Лишь иногда он выходит за рамки изъяснения буквального смысла правил и делает замечания относительно причин, побудивших к изданию некоторых из них, или по поводу употребления тех или иных канонов не как общецерковных правовых норм, а применяемых лишь в отдельных поместных церквах. Обращает он внимание и на те правила, которые вышли из употребления. В тех случаях, когда текст «Синопсиса» ясен, Аристин делает замечание «ясно». В руках Аристина был список «Синопсиса», в котором излагалась не вся «Синтагма» «Номоканона» Фотия: недоставало правил Константинопольских Соборов 861 и 879 гг., а из правил отцов церкви было помещено лишь три «Канонических послания» Василия Великого. В некоторых списках Аристина приведены (однако, без толкований и изложения) те правила, которые не вошли в «Синопсис». Эти дополнения были сделаны, вероятно, самим Аристином. Его толкования получили широкое распространение не только по всему греческому православному миру, но и в славянских и молдавских землях, хотя вскоре появились более подробные и совершенные толкования Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона. Относительно хронологической последовательности появления толкований Аристида и Иоанна Зонары в науке нет единой точки зрения. До XIX в. преобладало мнение, что труд Зонары предшествовал труду Аристина, однако Беверегий относит время деятельности Зонары к царствованию Алексея I Комнина. Тем не менее, во второй половине XIX в. большинство ученых стало склоняться к тому, что Аристин писал толкования на «Синопсис» раньше Зонары. Отдельного издания его труда не существует (как и трудов Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона); его комментарии воспроизводятся обычно после текста соответствующего правила. Для истории русского церковного права «Синопсис» с толкованиями Аристина имеет особое значение, потому что именно он составил основу первой (канонической) части печатной «Кормчей». Переведенные Саввой Сербским (начало XIII в.), они стали ее основанием и распространенной ее редакцией, принятой в печатной «Кормчей» (1649–1650 гг.), а также вошли и в состав румынского церковного кодекса. В русском переводе толкования Аристина изданы Московским обществом любителей духовного просвещения в 1876 г., при содействии профессора Московской духовной академии А.Ф. Лаврова (впоследствии Литовского архиепископа Алексия). Труд Аристина до сих пор не утратил свою историческую ценность.

 
PR-CY.ru