АРИАНСТВО, ариане - Страница 8

Большую роль в насаждении среди германцев римской культуры играли пленные, массами попадавшие после удачных войн на территорию империи. С другой стороны, немало римских провинциалов и солдат уводилось в плен соседями империи. Насколько важное значение для распространения христианства среди варваров могли иметь римские пленники, свидетельствует тот факт, что великий апостол готского племени Ульфила родился в семье пленных малоазиатских провинциалов. Пока христианство находилось в положении гонимой веры, его распространение между германцами не могло быть значительным. Но в IV в. оно становится государственной религией, и потому каждый варвар, приобщившийся к римской культуре, почти неизбежно должен был получить наставление в новой вере как существеннейшей части этой культуры. В отношении Римской империи к варварам с момента торжества христианства над язычеством и союза римского правительства с могущественной христианской церковной организацией входит новая черта – пропаганда христианства, и притом в той форме, которая в данный момент господствовала при дворе. Вот почему одни варвары получали христианство по арианскому вероучению, другие – по православному. С этой пропагандой были связаны жизненные интересы империи: проповедь Евангелия если и не уничтожала напора варваров на границы империи, то все-таки несколько укрощала его, а в счастливых случаях делала их верными союзниками империи. Восточная группа германцев приобщилась к христианству раньше западной и еще до распадения церкви на никейцев и ариан. В первой четверти IV в. число христиан среди готов было уже настолько значительным, что они могли отправить своего епископа Феофила на Никейский собор. Но массовое обращение готов началось с момента торжества христианства в империи при Константине Великом, заключившем с готами договор. Перенесение столицы из Рима в Константинополь, в ближайшее соседство от тех провинций, которые наиболее страдали от готских набегов, сильно способствовало успешности пропаганды. Не случайно именно к середине IV в. относится деятельность Ульфилы, который, спасаясь от гонений короля Атанариха, перевел многочисленных готских христиан на правый берег Дуная и получил разрешение селиться с ними в Мизии, около Никополя. Сам же он и вся его паства принадлежали к арианскому вероучению. Но кроме арианских готов, там были и православные готские общины, которым в 397 г. Иоанн Златоуст дал епископа Унилу. Успешному распространению христианства среди германцев способствовало то обстоятельство, что у них, как и у кельтов, не было влиятельного духовенства, интересы которого были бы связаны с борьбой против чужих влияний. Кроме того, политеизм германцев, чуждый всякой исключительности, не ограничивал числа своих богов. На римской службе германцы привыкали уважать Юпитера и Марса рядом с родным Вотаном. Когда же у римлян Иисус Христос взял верх над Юпитером, то варвары признали нового могущественного бога. Христианская традиция, полная чудес и эпического величия, обаятельно действовала на умы германцев. Но рядом с новым Богом старые боги перешли в разряд лживых, вредных демонов. Церковь признала их существование, но низвергла их в ад. Германскому язычеству был чужд религиозный фанатизм; систематические гонения на христиан у них происходили редко и вызывались двумя причинами. Во-первых, новообращенные христиане сами вели наступательную борьбу с язычеством, отказываясь приносить свою часть к религиозным празднествам и общественным жертвам, сжигая священные рощи и храмы, низвергая идолов и объявляя народных богов злыми духами.

 



 
PR-CY.ru