АРИАНСТВО, ариане - Страница 7

У Филона Александрийского творческой властью является посредствующий Логос. То же происходит и в греческой философии. Стоицизм и неоплатонизм также отдают творческую власть Логосу. Но здесь движение было глубже, чем в иудействе. Бог иудеев остался бытием религиозной мысли; о греческом «сущем» можно было только думать, но ему нельзя было молиться. Это было бытие чисто философское. Для религиозных переживаний годились только боги Олимпа и Капитолия. Отсюда любопытное явление: философия, обрабатывая концепцию Единого, в то же время не отворачивается от политеизма, а тянет его за собой. Убив религию, философия пытается опереться на тех самых богов, которых она разгромила. Ее соперниками являются восточные мистерии, пытавшиеся удовлетворить потребность личного общения с личным Богом. Древний мир метался между философией и суеверием. Философия не могла раскрыть небо, мистерии не были способны низвести его на землю. Ни спекуляция, ни интуиция – только историческое воплощение могло соединить небо и землю, только воплотившееся Слово могло озарить одинаково Восток и Запад. Историческое христианство опиралось на философию; его лучшие умы старались проследить учение Иисуса Христа в блестящем прошлом Греции. Но языческая мысль могла идти навстречу христианской только до известного предела: она могла признавать Иисуса Христа Богом, равным обитателям Олимпа в смысле богов политеизма, но не могла назвать Его «единосущным Сущему». Это и заявило в решительной форме арианство. В арианском движении язычество, оттесненное с главной государственной позиции, отошло на позиции второстепенные, хорошо прикрытые, и оттуда повело атаку. Но древняя цивилизация не могла уступить место без боя. В ее власти были лучшие умы; она еще управляла всеми навыками, и эти навыки оказались враждебными христианству. Слово «варвар» не синоним слова «дикарь», варварами назывались народы, не принадлежащие к языковой среде и к греко-римской культуре. Но они находились на службе у Римской империи, пользовались благами созданной цивилизации, имели с ней торгово-экономические связи, были хорошо знакомы с философией и религией сопредельных территорий. Есть основание искать причины переселения восточных народов в Западную Европу и в Северную Африку (так называемое Великое переселение народов) именно в арианстве: оно было тем идеологическим оружием, которое позволяло бороться с окрепшим православным клиром, прежде всего, с римскими епископами. Арианство было ближе к религиозным верованиям «варваров», и они отстаивали его силой оружия. Варвары не всё разрушали на своем пути, а только то, что имело отношение к римской курии. Однако христианская историография зачастую замалчивала эти исторические процессы. Достоверно известно, что когда Феодосий I Великий предоставил христианству положение государственной религии (392 г.), оно уже пустило глубокие корни среди народов, фактически независимых от Римской империи и даже враждебных ей. Отношения римлян и германцев слагались не из одних только военных действий. С Рейна и Дуная, где жило многолюдное и смешанное население, в глубь германских лесов шла могучая культурная струя. На римскую службу поступали целые племена, а с I в. н.э. два важнейших слоя римского населения – войско и крестьянство – постоянно стали пополняться варварами, и особенно германцами. Немало германцев, проведших долгие годы на римской службе и вполне усвоивших образ мыслей и обычаи римлян, возвращались на родину и становились здесь ревностными пионерами римского просвещения.

 



 
PR-CY.ru