АРИАНСТВО, ариане - Страница 4

 

Однако после осуждения на Соборе чистых ариан развернулись прения между православными и полуарианами, предложившими компромиссный Символ веры, который не могли принять как ариане, так и православные. При энергичной поддержке императора православным удалось его коренным образом изменить. Решения Собора означали полную победу православия над ересью. Но хотя арианство было признано еретическим учением, однако оно не только не прекратило свое существование, но и получило дальнейшее развитие и распространение. Провозглашенная на Соборе истина была до конца ясна далеко не всем и превышала понимание многих членов Собора, не говоря уже о тех, кто в его работе не участвовал. Никейское определение веры требовало разъяснений и толкований, а это было возможно только в составе целостной вероучительной системы, когда только и мог раскрыться его точный смысл. Слово «единосущный» казалось особенно подозрительным, т.к. слишком сильно утверждало единство Бога Отца и Бога Сына, при том, что различия между этими ипостасями оказывались определены гораздо слабее. Многим приходила мысль о савелианстве, и потому даже православные епископы избегали пользоваться Никейским символом веры. Понятие «ипостась», которым определялось отдельное лицо Троицы, в то время еще не приобрело своего окончательного значения. По сложившейся традиции оно имело очень близкое значение к слову «сущность» и часто с ним отождествлялось, что в дальнейшем послужило причиной многих смут. Но в 325 г. спор с арианами казался окончательно решенным, и не в их пользу. Арий наотрез отказался признать Никейский символ. Его сочинения было велено предать огню, а уличенным в их тайном хранении грозила смертная казнь. Евсевий Никомедийский и еще два епископа, не пожелавшие подписать осуждение Ария, были лишены кафедр и сосланы в Галлию. В декабре 326 г. скончался александрийский архиепископ Александр, а его преемником стал 28-летний Афанасий (прозванный в дальнейшем Афанасием Великим). Сразу после этого ариане стали наращивать свое влияние. Их успеху способствовали могущественные покровители. Так, о возвращении Ария хлопотала сестра Константина Великого – Констанция. По ее ходатайству близкий доступ к императору получил один арианствующий пресвитер, который при каждом удобном случае говорил Константину о том, что Арий осужден несправедливо, что на самом деле его мысли нисколько не отличаются от определений Собора, и что если бы ему позволили вернуться из ссылки и свободно их высказать, всем стало бы очевидно, что он во всем согласен с православием. В конце концов, Константин уступил уговорам и согласился выслушать оправдания Ария. Тот явился во дворец в 328 г. и представил императору свое исповедание веры, в котором хитро и уклончиво обошел постановления Никейского собора о единосущии Сына Божьего с Отцом. Константин остался доволен объяснением и отправил Ария в Александрию, чтобы он примирился с архиепископом Афанасием и получил от него разрешение вернуться к церковному общению. Но искушенного в богословских спорах Афанасия обмануть было намного сложнее, и он не принял ересиарха. Константин писал за это Афанасию суровые послания, а ариане, воспользовавшись нерасположением императора, удвоили свои усилия. Вскоре вернулся на свою кафедру Евсевий Никомедийский, а православный антиохийский архиепископ Евстафий в 330 г. был низложен.

 



 
PR-CY.ru