АРИАНСТВО, ариане - Страница 2

 

Бог Сын уподобляется в творении как орудие Бога Отца. И хотя Слово было высочайшим из Его творений, Оно все же «тварь», т.е. нечто происшедшее. Божественная слава сообщается Ему как-то извне. Что же касается Святого Духа, то Он есть первое творение Бога Сына и является еще менее Богом, чем Он Сам. Учение Ария, в сущности, было отрицанием Троичности Бога, т.к. троичность для него являлась чем-то производным и происшедшим: Троица возникает, и моменты Ее становления разделены «временными промежутками», Ее ипостаси друг другу не подобны, чужды и не совечны. Это не единое Божество, а, скорее, крепкий союз или «общество» Трех неподобных существ. Фактически для Ария существовал только один Бог – Бог Отец, а Бог Сын и Дух Святой были только высшими первородными «тварями», посредниками в миротворении. На вопрос, почему же преимущество Боговоплощения в Иисусе Христе выпало на долю Бога Сына, а не на долю какой-нибудь другой «твари», Арий отвечал, что это произошло по предвидению Бога Отца, Который знал, как Его Сын будет прекрасен после Воплощения, и потому еще при Его творении сообщил Ему свойства, необходимые при вочеловечивании. Само чудо Боговоплощения Арий понимал до известной степени упрощенно, как соединение человека Иисуса Христа с Сыном-Словом в единого Богочеловека Иисуса Христа, причем Слово в этом соединении играло роль души. При таком подходе Иисуса Христа нельзя было в подлинном смысле считать Сыном Божьим, и Арий утверждал, что Иисус Христос – Сын Божий только по усыновлению: «Не потому избрал Его Бог, что у Него было нечто особенное и преимущественное перед прочими существами по природе и не в силу какого-нибудь особого отношения Его к Богу, но потому, что, несмотря на изменчивость Своей природы, Он через упражнение Себя в доброй деятельности не уклонился ко злу. Если бы равную силу явил Павел или Петр, их усыновление ничем бы не отличалось от Его усыновления». Публичный диспут, как и следовало ожидать, не принес никакого результата: обе стороны остались при своем мнении. Они и после этого еще несколько раз сходились, спорили, но расходились еще более убежденными противниками. Епископ Александр отверг это учение и осудил Ария. Но надо отдать ему должное: он сделал все для того, чтобы разубедить Ария в собеседованиях александрийского клира, и прибег к карательным мерам только тогда, когда его самого стали обвинять в потворстве еретику. В 320 г. он созвал Собор египетских епископов для обсуждения арианства, на котором Ария осудили и отлучили от церкви. Однако обнаружилось, что тот имеет многочисленных сторонников, и Собору пришлось лишить сана еще двух епископов, пять пресвитеров и шесть диаконов, вставших на сторону Ария. Но Собор мира не восстановил: Арий покинул Александрию с высоко поднятой головой не как еретик, а как гонимый за веру праведник. За ним последовали в изгнание 700 девственниц, 12 диаконов и 6 пресвитеров (из 16 бывших в этом городе). Арий стал искать поддержку у главы Антиохийской школы богословия Лукиана, а также у Евсевия Кесарийского, выпустил сборник «Пир» и стал интенсивно пропагандировать свое учение. Это дало свои плоды: у него появились последователи – ариане. Надо сказать, что учение Ария не было чем-то новым или неожиданным. Многие из проповедуемых им идей высказывались и раньше (к примеру, тем же Лукианом Самосатским, у которого Арий много заимствовал).

 



 
PR-CY.ru