Словарь по христианству А АРИАНСТВО, ариане

АРИАНСТВО, ариане

АРИАНСТВО, ариане – еретическое направление в христианстве начала IV в., получившее название по имени его основателя – александрийского пресвитера Ария и широко распространенное в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров (до VII в.). Арианство было попыткой преодолеть противоречие между идеей монотеизма и христианским учением о Божественной Троице, об Иисусе Христе как о Боге. Оно отвергало один из главных христианских догматов – догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына (Иисуса Христа), считая его признаком двоебожия. Тем самым, по существу, отрицалась центральная для христианства идея Богочеловека. Арий сформулировал основные положения своего учения в 317/318 г. во время спора с епископом Александром, который имел обыкновение собирать около себя александрийских пресвитеров для совета и иногда предлагал им для разъяснения догматические вопросы. На одном из таких собраний, когда шла речь о единстве Божественной Троицы, Александр употребил выражение: «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице». Неожиданно для всех Арий стал резко возражать ему и обвинил в савелианстве (т.е. в том, что он исповедует учение Савелия Птолемаидского). Возник спор, который не привел к общему согласию. Для окончательного разъяснения спорного вопроса был назначен публичный диспут, с которого и ведет свое начало арианская ересь. Согласно учению Ария (которое актуализировало древнюю христианскую традицию субординализма) второе лицо Троицы – Иисус Христос является не истинным Богом, а лишь «превосходнейшим творением» Бога Отца. Он – сын Божий не по существу, а по благодати, и в качестве тварного существа ни в чем не подобен Богу Отцу, поскольку Бог Сын не вечен, не существовал до рождения, не был безначальным. Только Бог Отец предвечен и неизречен, в то время как Сын Божий сотворен, но не из Божественной сущности, а из ничего. Его отличие от человека заключается только в том, что он наделен более совершенными качествами и высокими достоинствами. Признание Бога Сына единосущным Богу Отцу, значит, по мнению Ария, признание Бога Отца «сложным и разделяемым, и изменяемым». В своем изъяснении тайны Святой Троицы он так же, как и Савелий Птолемаидский, исходил из понятия о Боге, как совершенном единстве, как о самозамкнутой Монаде. Но этой Божественной Монадой был для него исключительно Бог Отец, Которого он объявлял единым, вечным и нерожденным. Все иное, что существует в реальности, Арий называл чуждым Богу по сущности, имеющим иную (свою собственную) сущность. Ведь завершенность Божественного бытия исключает всякую возможность того, чтобы Бог сообщал или уделял Свою сущность кому-либо другому. Отсюда следовал вывод, что Слово (или Бог Сын), как ипостась, как действительно сущий, безусловно и всецело чужероден и не подобен Богу Отцу. Подобно другим творениям, Сын-Слово был создан из ничего в качестве посредника в деле миротворчества. Поэтому Бог Сын не совечен Богу Отцу, поскольку между Отцом и Сыном имеет место некий «временной промежуток». Иначе оказалось бы два «Безначальных», т.е. «два начала», и истина единобожия была бы отвергнута. В теологии Ария Богу Сыну уделялась роль Демиурга, устроителя мира. Будучи творением Божьим, Бог Сын Сам есть творец всех прочих существ, и Его творческое отношение к ним оправдывает наименование Бога, Который усыновил Его, но из этого сыновства не вытекает никакого реального участия в Божестве, никакого истинного сходства с Ним. Бог Отец творит при посредстве Сына-Слова, потому что Само Божество не может прийти в соприкосновение с конечным миром.

 



 
PR-CY.ru