АРЕОПАГИТИКИ - Страница 8

 

Влияние «Ареопагитик» на Эриугену сказалось (кроме «Разъяснений на «Небесную иерархию» и «Разъяснений на «Мистическое богословие») в сочинении «О разделении природы», в «Комментарии на Евангелие от Иоанна» и в «Гомилии на Пролог» того же Евангелия. Переводческая деятельность Эриугены была продолжена Анастасием Библиотекарем, который разыскал и перевел на латинский язык греческие «Схолии на Дионисия». Гуго Сен-Викторский (ум. в 1141г. ) помимо участия в новом переводе трактата «О небесной иерархии» вместе с Иоанном Сарацином составил к нему свой комментарий, в котором особое место уделялось символике сборника. Большое влияние оказал корпус «Ареопагитик» на средневекового мистика Ришара Сен-Викторского (ум. в 1173 г.), использовавшего его в своем созерцательном учении, а также на цистерианских монахов Гильома Тирского (ум. в 1148 г.) и Исаака Этуальского (ум. в 1169 г.), которые нашли в нем самое лучшее подтверждение своим воззрениям о непостижимости Бога, и в меньшей степени на Бернара Клервосского (1090–1153 гг.). Но при этом учение Бернара подготовило благоприятную почву для дальнейшей их рецепции на Западе. Влияние «Ареопагитик» сказывалось даже на тех авторах, которые усомнились в их подлинности (например, на Пьера Абеляра). В первой половине XIII в. Роберт Гроссетест (1168–1253 гг.) сделал новый перевод всего корпуса «Ареопагитик» с особым стремлением к филологической точности и комментарий к трактатам «О мистическом богословии» и «О небесной иерархии». Благодаря трудам учителей Западной церкви Альберта Великого (1193 или 1206/1207–1280), Фомы Аквинского (1225–1274 гг.) и Бонавентуры (1221–1274 гг.) «Ареопагитики» стали одним из основных элементов в системе схоластического образования. Альберт Великий составил огромный комментарий на трактаты «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». Богословие Дионисия преподавалось в Парижском университете наряду с философией Аристотеля. Лучший ученик Альберта – Фома Аквинат, ставя «Ареопагитики» на второе место после Священного Писания и даже выше Августина Блаженного, использовал их в своем учении о Божественных свойствах и в ангелологии, почти отказываясь от отрицательного богословия («мистического богословия»). В комментарии на «Божественные имена» (составлены в 1260/61 или в 1265/66 гг.), а также в богословских сочинениях, в которых «Ареопагитики» цитируются около 1700 раз, он продолжает идти по пути сознательной трактовки их в духе западных богословских построений. Его трактовка частично использовалась антипаламитами. Иерархическая тема сборника получила развитие у Бонавентуры, в сочинении «Путеводитель души к Богу» наряду с небесной иерархией он стал учить и об иерархии внутри человеческой души, известно также его учение о Божественной иерархии (в Самой природе Бога!). Впоследствии влияние «Ареопагитиков» было заметно в трудах средневековых мистиков Майстера Экхарта (около 1260–1328 гг.), например, в учении о безвидном незнании, через которое происходит соединение с Богом, а также И. Таулера (1300–1361 гг.) и в мистико-аскетическом учении Иоанна Креста (Хуана де ла Круса; 1542–1591 гг.); его центральная тема о черной ночи души тоже перекликается с апофатикой «Ареопагитик». Темы сборника нашли преломление в творчестве кардинала Николая Кузанского (1401–1464 гг.), прежде всего, в его сочинении «Об ученом незнании», развивающем апофатическое богословие. Строя свои рассуждения на «Ареопагитиках», он полагал, что церковь основывается не на иерархии, а на таинствах.

 



 
PR-CY.ru