АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ и правила

АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ и правила («Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина») – памятник раннехристианской литературы. О его происхождении от апостолов не может быть речи, поскольку уже Трулльский собор 692 г. отверг это произведение: «Так как в этих (апостольских) правилах повелено нам принимать тех же святых апостолов постановления, через Климента преданные, в которые некогда иномыслящие ко вреду церкви привнесли нечто подложное и чуждое благочестия и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения, то мы ради назидания и ограждения христианской паствы эти Климентовы постановления благорассмотрительно отвергли, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение». В их основе лежат разнообразные источники, из которых одни восходят ко времени глубокой древности, а другие появились сравнительно недавно. Редакция памятника в целом относится к концу IV в. или к началу V в. Он состоит из восьми книг, подразделенных на главы. В основе первых шести лежит сохранившееся на сирийском языке «Учение кафолическое двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя нашего». В основе первой части седьмой книги – «Учение двенадцати апостолов», а восьмая книга опирается на сочинения Ипполита, епископа Римского (изгнан в 235 г.). Сирийское «Учение» сначала было написано на греческом языке, но дошло до нас только в переводе. Автор приводит наставления от лица апостолов и не раз заявляет, что «Учение» возникло на апостольском соборе. Он начинает с общего назидания, но скоро переходит к предмету, который его особенно интересует – к епископату, говорит о его деятельности и обязанностях, о лицах, ему близких, и о его сотрудниках – вдовицах, диаконах, диакониссах, мучениках, иподиаконах, чтецах, о праздновании Пасхи, об отношении к еретикам и пр. Изложение содержания выдержано в тоне проповеди и поэтому не отличается краткостью. Так как «Учение» полемизирует с новацианством, то временем его составления исследователи считают вторую половину III в. или даже первую. Во всяком случае, оно возникло до Константина Великого. Седьмая книга в первых 32-х главах представляет переработку «Учения двенадцати апостолов», открытого в 1883 г. греческим митрополитом Вриеннием и составленного около конца I в. в Сирии. Во второй части этой книги помещены молитвы, чин крещения, перечень посвященных апостолами епископов и их первых преемников и пр. Восьмая книга имеет пестрое содержание и опирается на разные источники. Первые две главы говорят о дарованиях и, может быть, стоят в зависимости от сочинения Ипполита Римского. От дарований автор переходит к рукоположению (важнейшему предмету книги) и заставляет апостолов изрекать постановления не через Климента, а непосредственно. В эту главную канву вплетены самые разнообразные наставления касательно установлений и порядков церковной жизни. Некоторые места восьмой книги не могут быть в настоящее время сведены к другим источникам, но большая часть ее, по-видимому, опирается на египетскую обработку (сначала греческую, но сохранившуюся только в восточных переводах) канонов Ипполита.



 
PR-CY.ru