АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ

АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ – церковные писатели, которые были или считались учениками апостолов; современники и помощники первых апостолов, их непосредственные ученики. Они составляют переходную группу от авторов новозаветных писаний к апологетам II в. Среди них известны св. Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий, св. Поликарп, Папий Гиерапольский, Георгий. От них дошли составленные на греческом языке писания, которые затем были переведены на сирийский, коптский, эфиопский, армянский и русский языки. Церковь осторожно относится к этим произведениям. По содержанию они крайне непритязательны, их форма также незатейлива. Подлинными признаны сохранившиеся отрывки из сочинений: 1) «Изъяснение Господних изречений» Папия Гиерапольского, ученика апостола Иоанна Богослова, 2) «Послание церкви Божией, пребывающей в Риме, к церкви Божией, пребывающей в Коринфе или Первое послание Климента к Коринфянам». Остальные сочинения («Учение двенадцати апостолов», «Послание Варнавы», «Послания Игнатия Богослова», «Послание Поликарпа Смирнского», «Пастырь Ермы») сомнительны, но некоторые патрологи отстаивают их подлинность. Можно о каждом из них сказать подробнее. «Учение двенадцати апостолов» открыто греческим митрополитом Вриеннием в 1883 г. В начальной церкви это произведение пользовалось высоким авторитетом, употреблялось при богослужении и для наставления оглашенных. Оно появилось в Северной Палестине или в Сирии, может быть, в конце I в. или в середине II в. Открытие этого памятника вызвало много превосходных монографий, во главе которых стоят работы Гарнака, Цана, Функа, Шаффа. Отечественная богословская литература отозвалась диссертацией Карашева «Учение двенадцати апостолов». «Послание к церкви коринфской» предание настойчиво приписывает Клименту (ум. около 100 г.). Серьезных оснований оспаривать это предание нет. Написано послание в 96 г. «Послание Варнавы», по преданию, написано тем лицом, о котором известно из посланий Павла и из «Деяний». В свое время это послание пользовалось большим уважением и в списках ставилось непосредственно после книг новозаветного канона. Его содержание не позволяет, однако, приписывать послание спутнику Павла. Оно было пущено в обращение под именем Варнавы в конце I в. или в начале II в. С именем Игнатия Богоносца Антиохийского, замученного при Траяне, связано много посланий, но из них подлинным считаются только семь: к церквам Эфеса, Магнезии, Траллеса, Рима, Филадельфии, Смирны и к Поликарпу. Автор отправляет их по дороге на место суда и казни в Риме. Одной из характерных черт этих посланий является их епископализм: автор зовет церкви под знамена иерархии для успешной борьбы за существование. «Послание Поликарпа к Филиппийцам» принадлежит, по свидетельству Иринея (конец II в.), ученику Иоанна Богослова, Поликарпу, пострадавшему в Смирне в 155 или в 166 г. Однако эта дата возбуждает споры, чем вызвала огромную литературу. Послание состоит из 14-ти глав. Из них последние (начиная с 10-й. кроме 13-й, помещенной в «Церковной истории» Евсевия) до нас дошли в древнелатинском переводе. Папий Гиерапольский, по сообщению Иринея, – ученик апостола Иоанна и друг Поликарпа, жил приблизительно между 75 и 150 гг. Он поставил себе целью собрать изречения Иисуса и рассказы о его деяниях, какие он мог получить от учеников апостолов. От его работы, появившейся около 140 г., уцелели только отрывки в разных сочинениях. Они собраны Гарнаком, Функом и др. «Пастырь Ермы» – самое значительное по объему произведение данного типа. Оно написано в Риме на греческом языке мирянином Ермой около 145 г. и получило свое название оттого, что ангел, сообщающий автору откровение, являлся ему в виде пастыря. Книга распадается на три части: первая содержит пять видений, вторая – двенадцать заповедей, третья – десять подобий. Сначала она пользовалась большим уважением, но борьба с монтанистическим профетизмом оттеснила ее из-за апокалиптического характера на второй план.

 
PR-CY.ru