Словарь по христианству А АПОСТОЛИКИ, апостольские братья

АПОСТОЛИКИ, апостольские братья

АПОСТОЛИКИ, апостольские братья – в широком смысле – общее наименование ряда средневековых христианских групп и сект; в узком смысле – секта второй половины XIII – начала XIV вв. в Италии. По имени одного из лидеров Торниелли Дольчино его сторонников нередко называют дольчинистами, а ее самоназвание связано со стремлением движения вернуться к раннему христианству, к образу жизни апостольской общины и с протестом против обмирщения церкви. Первоначально апостолики появились во многих местах Малой Азии в III–IV вв. и назывались также апотактиками, но скоро были уничтожены. Они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке. В XII в. так называлась часть кафаров на Нижнем Рейне. Основателем многочисленной секты апостоликов, появившейся в Италии в XIII в., считается Герардо Сегарелли из Пармы, бывший монах-францисканец, который (помимо идей миноритов) воспринял ряд вероучительных положений иоахимизма (см. Иоахимиты). В 1260 г. он отказался от своего имущества в пользу общины и (как нищенствующий апостол) в сопровождении своих единомышленников (братьев и сестер) отправился странствовать и проповедовать раскаяние в грехах. В 1280 г. за свою проповедь против пороков духовенства он был схвачен и попал в тюрьму. В 1286 г. его освободили, изгнав из Пармской епархии. Папа Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существующие без папского разрешения. Однако давление со стороны римских пап возбудило энергию апостоликов, и они открыто и громко стали указывать на недостатки обмирщенной католической церкви и, руководствуясь апокалиптическими образами, предсказывали гибель папству. В 1294 г., после осуждения апостоликов католической церковью, Сегарелли был снова схвачен и (несмотря на свое отречение) в 1300 г. сожжен на костре по распоряжению папы Бонифация VIII. Во главе партии встал его ученик, незаконный сын священника из Наварры – Дольчино. Вместе со своей сторонницей Маргаритой он выступал с апокалиптической проповедью об отступничестве римской церкви перед концом мира. В духе иоахимизма, согласно которому, кроме царства Отца (Ветхий Завет) и царства Сына (Новый Завет), будет и царство Святого Духа – царство любви и блаженства праведников. В своих пророческих посланиях он предсказывал начало нового периода истории, начала эпохи Святого Духа – эпохи конца мира с 1303 г. Дольчино считал, что третий период начинается с папы Сильвестра и императора Константина, а с четвертым мир кончается. И поэтому он предлагал отказаться от всех земных благ и возвратиться к апостольской простой жизни, а брак заменить духовным союзом мужа и жены, поставив на место внешних предписаний и обычаев свободный дух любви. Воспринимая новую эпоху как время власти Духа и любви, Дольчино призывал к покаянию и созданию новой церкви с идеалом бедности, общностью имущества, упразднением церковного брака и всех внешних установлений. Против инквизиции он допускал ложь и силу оружия. В 1304 г., собрав в окрестностях г. Верчелли (Ломбардия) группу вооруженных сторонников, Дольчино  с дружиной в тысячу человек предпринял смелый набег на Северную Италию. Против секты выступил епископат и ряд влиятельных феодалов (в 1305 г. папа Климент V даже объявил против нее крестовый поход), ее основные силы были разгромлены, а Дольчино и остатки еретиков укрылись в укреплении на горе Цебелло, на границе с Савойей, окруженные войском епископа Верчельского, где выдерживали осаду более двух лет. В марте 1307 г. Дольчино и Маргарита после пыток были сожжены на костре. Хотя в Италии движение с их казнью было подавлено, в Южной Франции апостолики просуществовали до 1368 г.

 
PR-CY.ru