АПОСТОЛЫ - Страница 10

Воспитание епископов как носителей Священного Предания было одной из главных задач апостолов. Они разделяют с Христом неприятие со стороны мира, доходящее до презрения и изгнания, но их человеческие немощи восполняются благодатной помощью Христа. Согласно преданию, почти все апостолы, кроме Иоанна, отошли к Господу, претерпев мученическую кончину. Память апостолов церковь чтила уже на раннем этапе своего существования. Согласно иерусалимскому Канонарю VII в., отражающему практику древнего иерусалимского богослужения, память апостолов совершалась в 3-ю субботу Великого поста, в константинопольской и поздней иерусалимской традициях – 30 июня. В Типиконах, используемых ныне в Русской православной церкви и в греческих церквах, 30 июня указана память Собора 12-ти апостолов, 4 января – память Собора 70-ти апостолов. Память Собора 12-ти апостолов под 30 июня отмечена в большинстве месяцесловов. В день памяти апостолов совершалась возглавляемая патриархом лития в храме Апостолов в Орфанотрофии, где пелось их последование с тропарем на 50-м псалме и чтениями на литургии, что свидетельствует об особом почитании апостолов в Константинополе. Последование Собора 12-ти апостолов в греческом и русском печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Помимо своих служб апостолы как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии воскресных дней и праздников христологического цикла: Преображения, событий Страстной седмицы, Воскресения, Вознесения, Пятидесятницы. Подчеркивается их участие в событии Успения Пресвятой Богородицы. Некоторым из апостолов традиция приписывает авторство древних анафор и литургий; части отдельных анафор (напр., литургии апостола Марка) могут действительно восходить ко времени апостолов. Их изображения известны с III–IV вв. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, конца III – середины IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, середина III в., катакомбы Джордани, IV в.). Некоторые из них с ярко выраженными портретными чертами: апостол Петр – с короткими седыми волосами и бородой, апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, вторая половина III – первая половина IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), апостол Андрей – с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.). Они облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. апостолы стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 г.). В период Средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для многих апостолов: Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 550–565 гг.), апостол Иоанн Богослов в евангельских сюжетах – юным, в композиции Успения Божьей Матери, в изображениях с учеником священномучеником Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах – старцем. Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла. Атрибутами апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов – кодексы (иногда у всех апостолов, как в капелле преподобного Аполлония в Бауите (Египет), VI в.).

 



 
PR-CY.ru