АПОСТОЛЫ - Страница 8

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Имена этих апостолов в Новом Завете не указываются. Как и «12», число «70» имеет глубокую религиозную символику. В книге Бытия говорится о 70-ти народах, живущих на земле: «из чресл» детей Ноя вышли народы: от Иафета – 14, от Сима – 26, от Хама – 30. Согласно книге Исход, Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин Израилевых» и «поставил их около скинии». В некоторых древних рукописях Нового Завета (Ватиканский кодекс, Кодекс Безы и др.) и сочинениях древних христианских писателей (Адамантий, Епифаний Кипрский) в этом месте приводится другое число апостолов – 72. Символика этого числа также имеет основание в Священном Писании: оно соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых. Событие послания 70-ти апостолов произошло уже после 3-й Пасхи общественного служения Христа, перед началом Его пути на Голгофу. После избрания Иисус дает апостолам наставления, во многом схожие с наставлениями, данными 12-ти апостолам. Служение 70-ти (временное и краткое), может быть, не выходившее за пределы галилейского служения Христа, заключалось, возможно, в подготовлении пути Иисуса на Страсти,  как утверждает Кассиан. Полного списка 70-ти апостолов не существовало еще в IV в.: согласно Евсевию Кесарийскому («Церковная история»), «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет». Однако среди них он называет Варнаву, Сосфена, Кифу, Матфия (причисленного вместо Иуды к апостолам, – того, «кто вместе с ним почтен был жребием») и Фаддея. Предание о принадлежности списков, известных с более позднего времени (на Западе с VI в., на Востоке не ранее VIII в.), либо священномученику Ипполиту Римскому, либо священномученику Дорофею, епископу Тирскому (ум. около 362 г.), исследователями отвергается, т.к. туда включены имена людей, существование которых ставится под сомнение, например, Кифа (имя, данное Петру), Кесарь («из Кесарева дома», т.е. уверовавшие во Христа от царского дома), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса, действительно избранных Христом в числе 70-ти учеников. Несовпадениями перечислений имен 70-ти апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. Однако на основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых церковь чествует 4 января как Собор 70-ти апостолов: Иаков Праведный, брат Господень; Марк-евангелист; Лука-евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегоит; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик.

 



 
PR-CY.ru