АПОКРИФЫ в русской письменности - Страница 8

«Повесть о Соломоне и Китоврасе» очень близка к одному их апокрифических сказаний, вошедших в состав Талмуда, где место Китовраса занимает дух Ашмедай. В имени «Китоврас» обычно видят переделку греческого – кентавр, но являющийся в апокрифе под именем «Китовраса» ничем не напоминает кентавра, и имя «Китоврас» остается загадочным. Китоврас – демон, выпивающий целые колодцы. Люди, посланные Соломоном, чтобы поймать Китовраса, наполняют колодцы вином и медом и надевают на опьяневшего Китовраса цепь с именем Господним. Китоврас знает будущее: он слышит, как человек хочет купить сапоги, которые служили бы 7 лет, и смеется, так как этому человеку предстоит скоро умереть. Соломону было велено тесать камень для постройки храма без железа. Китоврас научил его, как достать чудесный предмет шамир, при помощи которого это возможно. Соломон хотел испытать силу Китовраса и снял с него цепь с именем Господним. Тогда Китоврас ударил его крылом и забросил на край земли, где Соломона с трудом отыскали мудрецы. Из апокрифических Евангелий в древней Руси были известны три: Иакова, Фомы и Никодима. Евангелие Иакова в русских списках носит название «Слово на Рождество Христово». Оно довольно близко к каноническим Евангелиям, отличаясь от них более пристальным вниманием к биографии Христа, чем к его учению, и тенденцией возвеличить Богородицу. Это Евангелие было широко распространено в древней Руси. Предполагают, что оно даже читалось в церкви, оказав влияние на церковные песнопения и иконопись. В Евангелии Фомы говорится подробно о детстве Христа, Которого оно рисует буйным, суровым мальчиком, творящим чудеса, оживляющим птиц, слепленных из глины, двигающим своим словом здания и т.д. Евангелие Никодима содержит подробности о смерти Христа (так называемые «Деяния Пилата»). Здесь рассказывается о суде над Христом, во время которого идолы преклонились пред Ним, и о других подобных чудесах. Тенденция Евангелия – доказать, что даже враги Христа видели и понимали Его божественность. В этом же Евангелии говорится о дальнейшей судьбе Пилата, который якобы был казнен кесарем за то, что допустил распятие Христа. К апокрифическим Евангелиям примыкают другие апокрифические сказания о Христе: «Прения Христа с дьяволом», «Слово Адама во аде к Лазарю», «Сказание Афродитиана о чуде в Персидской земле». Идея Афродитиана несколько схожа с идеей Никодимова Евангелия. В Персии идолы ликуют, предвещая рождение Христа, и падают ниц перед появившейся звездой волхвов. «Слово Адама во аде» изображает ликование Адама и праведных душ в аду, ожидавших пришествия Христа и своего избавления. Лазарь, воскрешенный Христом, должен принести ему весть о праведниках и их мольбу об избавлении. В апокрифе «Прения Христа с дьяволом» тот является Христу со всей бесовской силой и угрожает, войдя в сердце Каиафы, погубить Христа. Побежденный Христом дьявол просит пощады, и Христос предсказывает ему, что не погубит его до конца мира. Когда же при кончине мира небеса свернутся, как свиток, и земля разгорится, как железо, тогда придет гибель и дьяволу. Ряд других апокрифов о Христе есть в сборнике Иеремии: о главе Адамовой, которую Христос нашел, будучи мальчиком, «Как Пров Христа братом звал», «Как Христа в попы ставили», «Как Христос плугом орал».

 



 
PR-CY.ru