АПОКРИФЫ - Страница 10

«Сошествие Христа во ад» появилось несколько позднее. Оно также вышло из-под пера иудеохристианина, хорошо осведомленного о мессианских чаяниях еврейского народа и знакомого также с гностическими верованиями. Пилат вообще является излюбленной фигурой многих апокрифов. Воображение христианских масс, мучительно пораженное казнью Иисуса, заставляет жестоко расплачиваться злополучного игемона. Его именем, между прочим, помечены два письма: одно к императору Клавдию (о воскресении Христа), а другое с оправданием по поводу допущенной казни Иисуса. «Донесение Пилата» сообщает об обстоятельствах осуждения, смерти и воскресения Христа. Воображение христиан не довольствовалось тем, что Пилат выставлялся сочувствующим их делу. Оно в таком же свете выставляло и императоров. «Предание Пилата» излагает его допрос перед императором и осуждение на смерть за то, что он допустил казнь невинного. О том же говорит «Ответ Тиберия Пилату». «Смерть Пилата» повествует, как Тиберий во время болезни потребовал от Пилата прислать целителя Иисуса. Плат Вероники с изображением Иисуса исцелил императора. Пилат был предан суду и т.д. «Повесть Иосифа Аримафейского» рассказывает о заключении Иисуса, осуждении, смерти, погребении и пр. «Обвинение Спасителя» повествует, как больной Тит в Ливии получает от иудеохристианина Нафана указание на исцеления, совершенные Иисусом, сокрушается о его смерти, исцеляется, принимает крещение и идет громить иудеев. Появляются важные для церкви сказания об успении и вознесении Марии. Создается апокриф «Святого Иоанна Богослова рассказ об Успении святой Богородицы», который был написан в IV в. или несколько позже. На это указывают такие наименования Марии, как Приснодева и Богородица, которые стали употребляться в период утверждения культа Марии. Рассказ Иоанна Богослова дошел до нас на греческом и латинском языках. Его появление было связано с тем, что при отсутствии реальных известий о конце жизни матери Иисуса в отдельных группах христиан начинают записывать устные предания, которые затем обрабатываются с определенной вероучительной целью прославления Богородицы. В апокрифических писаниях II в. Мария сама еще не обладает чудодейственной силой, которая видна в рассказе об успении, где сочетаются продуманная символика с самыми фантастическими чудесами. Так, к ее дому спускаются солнце и луна. При успении Марии присутствуют все апостолы, как живые, так и умершие, временно воскрешенные и перенесенные к ложу матери Иисуса. Ее тело источает свет, а душу Богоматери принимает сам Иисус. Особый апокриф на латинском языке – «Вознесение Марии». В нем говорится, что апостол Фома опоздал к погребению Марии, и рассказывает апостолам, что по дороге видел ее телесное вознесение на небо, и она благословила его, сбросив ему свой пояс. Когда апостолы по просьбе Фомы открыли гробницу, где была похоронена Мария, ее тела там не нашли. От других Евангелий сохранились только или фрагменты, или одни названия. Вот некоторые из них: Евангелие от египтян, Евангелие вечное, Евангелие Андрея, Апеллеса, двенадцати апостолов, Варнавы, Варфоломея, Василида, Керинфа, эбионитов, Евы, от евреев, Иакова старшего, Иоанна о преставлении Марии, Иуды Искариота, Левкия, Лукиана и Исихия, манихеев, Маркиона, Вопрошания Марии большие и малые, Матфия, Повесть о законном священстве Христа, Евангелие совершенства, Петра, Филиппа, Евангелие от сирийцев, Татиона, Фаддея, Валентина и др.

 



 
PR-CY.ru