АПОКРИФЫ - Страница 9

Существующие рукописи не дают полного Евангелия, а только фрагменты. Разноголосица между рукописями так велика, что Тишендорф в своем издании дал три текста – два греческих и один латинский: 1) «Фомы Израильтянина речения о детстве Господа» – сказание о детстве Иисуса от 5 до 12 лет; 2) «Сочинение св. Фомы о детстве Господа», в 11 главах говорящие о детстве от 5 до 8 лет; 3) «Трактат о детстве Иисуса по Фоме», в 15 главах содержит повесть о периоде со времени бегства в Египет. «Арабское евангелие детства», в 52 главах, сохранилось и издано на арабском языке, у Тишендорфа – в латинском переводе, но, вероятно, первоначально написано на сирийском языке. Насколько популярным было это Евангелие в арабских и коптских кругах, видно из того, что отдельные рассказы отсюда вошли в состав Корана. В числе источников этого апокрифа можно назвать «Протоевангелие Иакова», «Евангелия Матфея, Луки и Фомы». «Протоеванелие Иакова» было написано в конце II в.; самый ранний текст был открыт на папирусе III в. Автором его выступает Иаков, сын Иосифа от первого брака. В апокрифе описано рождение Марии от Иоакима и Анны, посвящение ее в Иерусалимский храм, выбор Иосифа в качестве мужа – хранителя ее девственности, Благовещение, рождение Иисуса в пещере по дороге в Вифлеем. Введена в это описание и Елизавета, мать Иоанна Крестителя, которого она спасает от преследования царя Ирода. Время появления апокрифа не поддается определению. Различные Евангелия, посвященные детству Иисуса, восходят к греческому тексту «Сказания Фомы, израильского философа, о детстве Христа», созданному во II в. Иисус в этом апокрифе – могущественное божество уже в детском возрасте. В рассказе Фомы многие из совершенных 5-летним Иисусом чудес символизируют будущие его деяния (он, например, вылепил из глины 12 птичек и отправил их летать – прообраз будущих апостолов). Для этого апокрифа характерно общее для произведений народного христианства немедленное жестокое наказание мальчиком Иисусом своих противников и излечение тех, кто нуждается в его помощи. Так, мальчик, который разбрызгал воду из лужи, где играл Иисус, высох по его слову, а тот, кто толкнул его, упал и умер. При этом Иисус воскрешает мальчика, упавшего с крыши, излечивает поранившего себя юношу, объясняет учителю смысл начертания букв. В последнем рассказе Ириней в сочинении «Против ересей» видит влияние гностиков, которые усматривали символику в формах букв. В III–IV вв. оформляется «Евангелие Никодима», которое состоит из двух разных произведений: 1) «Деяния Пилата» и 2) «Сошествие Христа во ад». Соединенными эти два апокрифа находятся только в латинских рукописях: древнейшие греческие кодексы дают только первый апокриф. Полагают, что соединение обоих произведений произошло уже после Карла Великого и с тех пор стало постоянным. Поводом к этой операции было, вероятно, то обстоятельство, что в обоих апокрифах главная роль принадлежит Никодиму. Первоначальное название было: «Достопамятные деяния Господа нашего Иисуса Христа при Понтийском Пилате». В нем также есть описание суда над Иисусом, во время которого происходят чудеса (римские знамена сами собой склоняются перед Ним), и описание сошествия Христа в ад (между распятием и воскресением), откуда Он выводит ветхозаветных праотцов и Иоанна Крестителя, заковывает Сатану и помещает его в ад. И хотя апокриф передает невероятные сказания, но они такие, что не идут вразрез с обстоятельствами, и так как во многом апокриф примыкает к рассказам канонических Евангелий, то он может иметь значение для понимания канонических текстов. Именно эта часть апокрифа вошла в Священное Предание.

 



 
PR-CY.ru