АПОКРИФЫ - Страница 8

Предсказания Ветхого Завета о Христе, предвещания явлений Мессии, понимаемые в самом буквальном и грубом смысле, также нередко дают материал для самых причудливых повествований. Легко понять, что произведения этого рода, возбуждавшие воображение, подвергались постоянной интерполяции (добавлялись вставками). Поэтому критика испытывает здесь особые затруднения при определении времени и места появления этих произведений. Сосредоточивая повествование на тех моментах истории Иисуса, которые слабо затронуты в канонических произведениях, апокрифы особенно распространяются о родстве Иисуса и его рождении, о детстве и последних событиях его жизни. Любопытно, однако, что апокрифы не дерзают говорить о том, что делал и где был Иисус от дней отрочества до 30-летнего возраста, когда вступил на общественное служение. И в то же время они разрабатывают в мельчайших деталях некоторые темы, затронутые и в канонических евангелиях. Здесь приходится учитывать значение догматического интереса: явление в мир и уход из него Христа оказываются величайшими моментами в деле домостроительства спасения. Кроме этих фантастических и подложных сочинений есть еще и такие, которые только потому не вошли в канон, что были написаны не апостолами; из них особенно важны: «Евангелие Иудеев (евреев)» (сходное с «Евангелием Матфея»), «Евангелие Египтян»,  «Евангелие эбионитов», отражающие учение иудеохристиан, «Евангелие от Петра», фрагмент которого  найден в Египте. В этом Евангелии, в частности, описан суд над Иисусом, где главную роль играет Ирод Антипа, правитель Галилеи. Воскресение Иисуса происходит на глазах у стражников и старейшин: два мужа спускаются с небес и выводят из гробницы третьего, чья голова была выше неба, а за ними шествует крест. В этом Евангелии против Иисуса выступают первосвященники и старейшины, а народ Ему сочувствует. Из страха перед народом старейшины уговаривают Пилата скрыть правду о воскресении Христа. Существовало и неканоническое Евангелии от Марка, отрывок из которого приведен в письме Климента Александрийского некоему Феодору. В письме говорится, что Марк переделал и дописал свое Евангелие для ограниченного круга людей. «Первоевангелие Иакова» начинается благовестием Иоакиму и Анне о рождении Марии и кончается рассказом о Вифлеемском избиении. По-видимому, его знал уже Иустин (середина II в.). Вышло оно из среды христиан-эбионитов. Частое упоминание у церковных писателей и множество рукописей свидетельствует о широком распространении этого апокрифа. «Евангелие Псевдо-Матфея, или Книга о рождении блаженной Марии и детстве Спасителя» (в 42 главах) появилось, по-видимому, немного позже предшествующего, в Западной церкви. Оно начинается сказанием о благовестии рождения Марии и кончается повествованием об отрочестве Иисуса. «Евангелие о рождестве Марии» содержит в 10 главах историю Марии до рождения Иисуса. Обстоятельства его происхождения – те же, что и предыдущего апокрифа. «История Иосифа плотника» в 32 главах описывает всю его жизнь и особенно подробно обстоятельства его смерти. Она сохранилась на арабском языке, но, вероятно, коптского происхождения; появилась, по-видимому, в IV в. «Евангелие Фомы» – очень древнее и распространенное. По-видимому, оно уже было в употреблении гностической секты наасенов в середине II в. Происхождение, несомненно, гностическое: докетизм (учение в раннем христианстве, согласно которому Христос только казался человеком, а Его тело только казалось телесным), который облегчил книге хороший прием и среди манихеев, дан в резко выраженной форме. Автор, возможно, принадлежал к секте маркионитов.

 



 
PR-CY.ru