АПОКРИФЫ - Страница 3

По форме эта позднейшая апокалиптика заметно отличается от ранней, подлинной профетической литературы: ее откровения облекаются не в ясную, а в причудливую форму разного рода подобий и картин, затрудняющих понимание. Люди иногда выступают в образе зверей, события истории представляются в виде явлений природы. Обстановка также не всегда является созданием автора: она часто повторяет традиционные представления и приемы, подправленные и приспособленные для целей автора; иногда в ней видны рудиментарные остатки языческой мифологии. Поводом к появлению этих сочинений служили бедствия, скорби времени и угнетение народа. Взяться за перо автора по большей части заставляет противоречие между идеалом и действительностью, между обетованиями, данными Богом своему народу, и его порабощением со стороны языческих народов. Иногда мотивом была просто пессимистическая оценка положения: состояние избранного народа не отвечает его истинному назначению, и поэтому вскоре неизбежно должен наступить переворот. Это убеждение разделяют все апокрифы и стараются всячески привить его своим читателям. Бог посылает скорби, чтобы испытать свой народ и подготовить его к грядущему торжеству. Это скорое наступление лучшего будущего возвещается и грешникам: они должны исправиться, поскольку еще есть для этого время. Действие таких энтузиастических предвещаний было чрезвычайно сильным: они оживляли мессианские чаяния и убеждали народ, что он предназначен быть не рабом, а господином. Тем самым они способствовали подъему политического настроения народа. В начале нашей эры это настроение доходит до высшего пункта и прорывается в восстании, которое закончилось разрушением Иерусалима. О некоторых наиболее видных апокрифах Ветхого Завета есть необходимость рассказать подробнее. а) Книга Еноха, эфиопская. Среди ветхозаветных праведников Енох занимает особое место: он прямо отсюда был взят на небо. Непосредственное общение с Богом делало его наиболее подходящим для сообщения людям всякого рода откровений. Отсюда еще во II в. до н.э. появляется апокрифическое произведение с его именем, которое в ранней церкви пользовалось высоким авторитетом; цитата из него есть в Послании Иуды (14–15). Возможно, что в греческой церкви книга читалась до VIII в., потом она исчезла из обращения. Только в 1773 г. был открыт ее эфиопский перевод, а в 1886–1887 гг. был найден большой отрывок (гл. 1–32) на греческом языке. Книга содержит целый ряд откровений, которые Енох получил во время своих странствований на небе и на земле, из общения с духами. В назидание людям он заключил эти откровения в письмена и передал их на землю. В настоящее время наука все больше склоняется к выводу, что книга Еноха не могла быть написана одним автором и представляет собой пеструю мозаику, над которой работало несколько сочинителей (гл. 1–36, 72–108). Что касается времени происхождения, то в целом составе книга появилась уже во II в. до н.э., может быть, при первых Маккавеях. б) Книга Еноха, славянская (книга Тайн Еноха), переведенная с греческого. Она стоит в непосредственно связи с эфиопской редакцией, но оказывается не ее переделкой, а самостоятельным произведением, появилась в христианскую эпоху, и не рано. Как иудейское произведение, книга могла быть принята христианской церковью не позже II в., поскольку после того произошел разрыв, который новые заимствования из еврейской литературы для христиан делал невозможными.

 



 
PR-CY.ru