АПОЛЛИНАРИЗМ, аполлинарианство

АПОЛЛИНАРИЗМ, аполлинарианство – богословское учение Аполлинария Лаодикийского и его последователей, признанное еретическим на втором Вселенском соборе. Аполлинаризм сформировался отчасти как реакция Александрийской школы богословия на христологию, выдвинутую главой соперничающей с ней Антиохийской школы епископом Диодором Тарсийским. Из-за рассогласованности философских подходов и неразработанности строгой христологической терминологии в раннем христианстве длительное время не могла разрешиться проблема представления, осмысления и описания феномена соединения в одной личности Иисуса Христа двух природ – божественной и человеческой. Аполлинарий Лаодикийский, убежденный сторонник Никейского вероопределения (325 г.), одним из первых начал последовательно разрабатывать именно эту проблематику, но он не различал понятия «природа» (фюсис) и «ипостась» (хюпостасис). В результате этого логические выводы Аполлинария предвосхитили монофизитство. Согласно его мнению, единство личности невозможно без единства природы, поэтому Христу была присуща особая сложносоставная богочеловеческая природа. Христос воплотился, но не вочеловечился. Поскольку любой человек состоит из духа, души и тела, а у Богочеловека в момент боговоплощения место духа занял сам божественный Логос. Тем самым в аполлинаризме снималось логическое противоречие двойственности в единстве: если бы во Христе наряду с божественным действовал еще и человеческий ум, неизбежно подверженный слабости, своеволию, «самодвижности», Спаситель не стал бы совершенным, поскольку вынужден был бы постоянно вести внутреннюю борьбу с собственным немощным и греховным, но вполне самостоятельным человеческим умом. Своеобразной заслугой аполлинаризма можно считать то, что, генерируя новые идеи, пусть и отвергнутые позднее, он в результате способствовал оттачиванию формулировок ортодоксальной, диофизитской, христологической доктрины, отраженной в трудах Григория Нисского, Григория Богослова и в документах Халкидонского Вселенского собора 451 г. Оригинальное, примиряющее истолкование аполлинаризма в XX в. было предложено С.Н. Булгаковым.

 
PR-CY.ru