Словарь по христианству А АПОКАТАСТАСИС

АПОКАТАСТАСИС


АПОКАТАСТАСИС (от греч. – восстановление, возвращение, завершение, превращение всех вещей обратно в первоначальное состояние) – в христианстве наименование учения о всеобщем спасении грешников (людей и даже демонов), учения об окончательном восстановлении всех вещей после конца света, не принятого церковью. Это наименование появилось в результате смешения понятий «восстановление» и «восстановление всего», с чем и соотносится учение, признанное ошибочным. Термин «апокатастасис» употребляется в «Деяниях апостолов» (3:21), где сказано, что «небо должно было принять Иисуса Христа до времен свершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (более точный перевод этого свидетельства: «до времени восстановления всего, бывшего прежде», т.е. до времени возвращения человечества к первоначальному единению с Богом). Однако греческий глагол, от которого происходит это слово, в Библии встречается многократно и имеет разное значение. Этим словом обозначалось, прежде всего, время, когда с появлением Мессии должны исполниться пророческие предсказания об утверждении Царства Божия на земле, поскольку в основании христианского учения о восстановлении человека лежит библейское пророчество о воскресении мертвых и победе над смертью (1 Кор. 15: 21–26) вкупе с ожиданием «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). В догматическом смысле под апокатастасисом понимали предстоящее обращение всех людей в христианскую веру и обретение святыми вечного блаженства в царстве славы, после Страшного суда Христова и преображения всего мира. Об этом учили Христос и апостолы, особенно же апостол Павел (1 Кор. 15: 22; Рим. 5:15; 11: 32). В святоотеческой письменности термин «апокатастасис» впервые появляется у Иустина Философа. Вспоминая в «Диалоге с Трифоном Иудеем» историю с сыновьями Ноя, он пишет: «Если Ной отдал в рабство двум своим сыновьям семя (потомство) третьего сына, то теперь Христос пришел для восстановления и свободных детей, и рабов их». У апостольских  мужей и апологетов иногда встречается этот глагол в значении «восстановить». Им пользуется Игнатий Богоносец, когда говорит об антиохийских христианах, у которых «водворился мир, возвратилось их величие и восстановилось их малое тело» (т.е. Тело Церкви). Татиан описывает с помощью этого глагола воскресение тела человека: «Царь Бог, когда захочет, восстановит в прежнее состояние сущность (тело), которая видима для Него Одного». По мысли Иринея Лионского, телесность человека будет восстановлена Жизнью, т.е. Христом. Говоря о Втором пришествии, он же отмечает, что «Господь в последние времена восстановит Себя Самого во всем». Идея апокатастасиса зародилась еще в античном сознании в связи с пониманием времени и истории: в античной философии данный термин употреблялся для обозначения любого возвращения к прежнему положению. Аристотель использовал его в «Большой Этике» в смысле «чувственно ощутимого восстановления природного состояния». Но для этого сознания не существовало линейного потока времени, который бы двигался по направлению к вечности: временная перспектива для него всегда была ограничена и замыкалась в круге как символе полноты бытия. Причем эта полнота существовала изначально, а не осуществлена во времени в результате исторического процесса.

 



 
PR-CY.ru