АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - Страница 3

Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессанса был Лоренцо Валла (1407–1457 гг.). В философию гуманизма он вошел, прежде всего, как автор трактата «О наслаждении» (1431 г.); его новую, более обширную редакцию автор через два года назвал иначе: «Об истинном и ложном благе». В течение ряда последующих лет Л. Валла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского, находившегося в длительном конфликте с римским папой Евгением IV (1431–1447 гг.) из-за обладания Неаполем и Южной Италией. В это время он написал ряд произведений, сыгравших большую роль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии и философии. Среди них – «Диалектические опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии» (1433–1439 гг.), «О монашеском обете», «О свободе воли» (1442 г.), «О красотах латинского языка» (1435–1444 гг.) и др. Как антиклерикал Валла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахронизм монашества как его главного официального носителя. В духе доктрины двух истин подобно многим гуманистам он фактически игнорировал теологию, рассматривая религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой рационализации, никакому логическому, «диалектическому» осмыслению. Отсюда его враждебное отношение к схоластической метафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда и его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому, которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософская позиция определила и его логико-гносеологические воззрения в «Диалектических диспутах» (1494 г.). В полном соответствии с морализаторскими стремлениями подавляющего большинства его единомышленников Валла обратился к этике эпикуреизма, как он ее понимал, для обоснования полноценности жизни человека, духовное содержание которой, по его антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. Его общефилософские представления натуралистичны. По примеру античных атомистов он называет природу «учительницей» и «вождем жизни». Филологическая критика, всерьез начатая Лоренцо Валлой, стала во времена Эразма и Бюде во всей Европе научным базисом реформационных учений, орудием превращения богословия в подчиненную по сравнению с философией дисциплину, орудием секуляризации (обмирщения) мышления. В свою очередь, критике религиозных текстов, а затем и учения церкви помогали первые шаги историзма, влиявшие на новые приемы филологического анализа. Новый значительный шаг на пути обособления от религиозного сознания в Западной Европе делается в XVII в. Это время отмечено обострением интереса писателей к внутреннему миру героя, углублением мастерства психологического анализа, что прослеживается во многих литературах, хотя и в различных формах и на различных стадиях. Развиваются тенденции, наметившиеся еще в эпоху Ренессанса, с характерной для нее гуманистической направленностью.

 



 
PR-CY.ru