АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 10

Ю. Мольтман (род. в 1926 г.) разрабатывает «теологию надежды» и антропологию, которая объясняет природу человека из его будущего, притекающего из свободного творчества Бога. В. Панненберг (род. в 1928 г.) принимает положение философской антропологии с тем, чтобы истолковать «открытость человека миру», его способность преобразовывать действительность как открытость Богу. Пересмотр антропологических концепций закрепляется в документах конференций и ассамблей Всемирного совета церквей и в решениях Второго Ватиканского собора католической церкви (1962–1965 гг.). Обновление католического учения о человеке предпринимали персоналисты Эмманюэль Мунье (1904–1950 гг.), Габриель Оноре Марсель (1889–1973 гг.), Романо Гвардини (1885–1968 гг.) и томисты Жак Маритен (1882–1973 гг.), М. Кромпец, Д. Пецка. Так, Р. Гвардини в книге «Мир и личность. Опыт христианского учения о человеке» подчеркивал диалогичность отношений человека и Бога, который творит человеческую личность особым актом, обосновывающим его достоинство, – актом призыва. В книге «Феномен человека», основывая свою концепцию на идее эволюции, П.Т. де Шарден (1881–1955 гг.) согласует ее с богословским учением о Христе как «новом Адаме». В человеке и с помощью человека мир зреет к высшему совершенству, врастает в Бога, принимающего в себя и сохраняющего в себе отдельные  человеческие «психизмы»; духовная линия развития движется к максимуму – к «точке Омега», которая рассматривается как завершение всего космического развития и как его первопричина, служит для обозначения Бога. Антропология «ассимилирующего» томизма представлена в работах Э. Пшивары, К. Ранера, Э. Корета, А. Ганочи и других богословов. К. Ранер создает учение о человеке как «слушателе Слова» Бога. Будучи конечен и неполон в своей природе, человек в сущности своей открыт Богу, полноте бытия, способен поставить вопрос о его смысле, ответ на который дает Откровение. Человек, согласно К. Ранеру, – это «существо безграничной трансцедентальности, как духовного субъекта, который в постоянной вопросительности выходит за границы любого отдельного конечного предмета». Польский теолог К. Войтыла (1920–2005 гг., папа Римский Иоанн Павел II, с 1978 г.) использовал для обновления католической антропологии феноменологическую философию. Анализ, выявляющий самодетерминацию личности, которая выводит ее за рамки чисто природных определенностей («Личность и действие», 1969 г.), предстает философской предпосылкой теологической антропологии, занимающей важное место в энцикликах Иоанна Павла II. Теологическая антропология выступает сегодня как способ самопознания человека, стремится выразить и оценить с христианских позиций, как становится и определяется человеческая самоидентичность, интегрировать различные аспекты в единую теорию.



 
PR-CY.ru