АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 7

Консервативная и либеральная богословская апологетика не могла игнорировать выдвинутую Л. Фейербахом теорию религиозного освоения действительности и самоотчуждения человека в религии. Поэтому от резкого осуждения теологи переходят к призывам переосмыслить идеи Фейербаха. Примечательно, что еще С. Кьеркегор (1813–1855 гг.) находил с Фейербахом общее, ценил его как критика обмирщенной религиозности, выявляющего человеческий и натуралистический элементы в теологии. В отличие от либеральных протестантов С. Кьеркегор считал, что постичь человеческую жизнь можно только изнутри конкретного существования, в котором знание неотделимо от судьбы индивида. О возможности подлинного существования напоминает человеку «страх, что он может быть забыт Богом» («Страх и трепет», 1843 г.; «Понятие страха», 1844 г.). С. Кьеркегор старался показать, что вера ставит индивида в отношение к абсолютному, требует от него личного решения, возвышает его над любой человеческой общностью и институтами. Некоторые богословы второй половины XIX в. прочитывали положение Фейербаха «только в человеке коренится... абсолют» в обратной последовательности – обрести доступ к Богу можно только в человеке. Христианская апологетика пытается переосмыслить учение Л. Фейербаха о самоотчуждении человека в религии. В книге «Спекулятивная антропология с христианско-философской точки зрения» (Мюнхен, 1870 г.) австрийский католический теолог Карл Вернер (1821–1888 гг.) утверждал, что непосредственное знание индивида о себе как «самости», становление самосознания человека неотделимо не только от осознания мира, но и от богосознания: «Когда человеческая душа мыслит и познает духовную сущность Бога, она учится также понимать свою собственную сущность». Согласно Вернеру, непосредственное знание индивида о себе как «самости», самосознающем существе указывает на прообраз человеческой личности – абсолютную личность Бога. В православном богословии и философии XIX в. также складывается тенденция противопоставить материалистической трактовке антропологического принципа, которую в особенности развивал Н.Г. Чернышевский (1828–1889 гг.), религиозное переосмысление этого принципа. В сочинениях Ф.А. Голубинского (1797/98–1854 гг.), П.Д. Юркевича (1826–1874 гг.), В.Д. Кудрявцева (1828–1891 гг.), В.И. Несмелова (1863–1920 гг.) предпринимается попытка обосновать связь между самосознанием человека и идеей высшего существа. В 1898 г. профессор Казанской духовной академии В.И. Несмелов опубликовал первый том своей «Науки о человеке», в которой попытался с антропологической точки зрения пересмотреть основную философскую проблематику и выразить в философской антропологии христианское понимание человека. Признавая, что человека выделяет из природы его деятельность, творчество, и потому мир сознания представляется не только миром особых явлений, но и миром особых деятельностей, Виктор Иванович находит «фактический материал для положительных суждений о сверхчувственном», данных в «непосредственном содержании человеческого самосознания». Личность есть «образ такой совершенной Личности, бытие которой вполне совпадает с ее сознанием», – в этом, по мнению Несмелова, ответ на загадку человека. Он соглашается с тем, что все представления и понятия о Боге создаются самим человеком, т.е. Бог не вкладывает в его сознание готовое понятие о Себе.

 



 
PR-CY.ru