АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 6

В целом отношение теологов к Просвещению и его антропологическому оптимизму было противоречивым: наряду с критикой происходило проникновение рационализма в само богословие. Теологи, прежде других – протестантские, не только переосмысливают идеи И. Канта и других просветителей, но и осваивают философские концепции Нового времени о субъективности, свободе, активности человека, даже пытаются заменить догматическое учение о человеке философской рефлексией. В протестантской теологии начинается процесс, который впоследствии будет назван антропологизацией богословия. Основатель либеральной теологии Ф. Шлейермахер выдвигает радикальный проект изложения христианской догматики как обобщения переживаний верующего индивида, т.е. по существу превращения ее в религиозную антропологию. У теологов, испытавших влияние Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831 гг.), Филиппа-Конрада Маргейнеке (1780–1846 гг.), Давида Штрауса (1808–1874 гг.), учение о человеке, его духовной природе выводится из имманентной диалектики духа: в человеческом духе присутствует идея Бога, различие между человеческим и божественным духом снимается синтезом мышления и бытия. Ф. Груйтуйзен в «Антропологии, или о природе человеческой жизни и мысли для начинающих философов и врачей» (1810 г.) и Г. Стеффенс в «Антропологии» (1822 г.) воспринимают у Шеллинга не только положение о значимости философии природы, но и моменты интуитивизма и мистики, подчеркивая, что постижение человека должно исходить из того «чувства, которое возносит нас в объятия природы». Последователи шеллингианской философской романтики усматривали в антропологии базисную философскую дисциплину. И.Х.А. Хайнрот (1773–1843 гг.) в «Учебнике антропологии» (1822 г.) полагает ее «корнем и вершиной учения о природе, а также и всей философии». С начала 40-х гг. XIX в. богословы вынуждены считаться не только с рационализмом (с учением о человеке английских и французских деистов и материалистов), но и с философией Л. Фейербаха (1804–1872 гг.), который поставил задачу превратить антропологию как науку о действительном, природном, чувственном человеке – в «универсальную науку» и преодолеть «мистическую антропологию», показав, что «тайна теологии есть антропология». Термин «антропология» раздражает многих теологов с тех пор потому, что после Фейербаха они видят в ней теорию, обосновывающую положение: «Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии». Фейербах полагал, что в классической философии, во всей линии рационализма мысль, отождествившая Бога с разумом, привела к пониманию сверхъестественного существа в качестве отчуждения человеческой сущности. «Человек, – писал он, – и в этом заключается тайна религии, – объективирует свою сущность и делает себя предметом этой объективированной сущности, превратившейся в субъект, в личность, он относится к себе как к объекту, но как к объекту другого объекта, другого существа». Еще более обострил эту иррелигиозную критику К. Маркс (1818–1883 гг.), который указал на социальную сущность религиозного самоосознания человека. Он отметил, что для религии, в особенности для христианства, идеалом, мечтой, постулатом является «суверенитет человека», но как существа, ставшего чуждым себе, отданного «во власть бесчеловечных отношений и стихий». Однако важный аспект мысли Маркса, думается, состоит в том, что даже подчиненный подобным стихиям человек стремится к суверенитету и восполняет свою зависимость от стихии представлением о гаранте этого суверенитета – Боге. И в этом смысле, подчеркивал Маркс, христианство «теоретически завершило самоотчуждение человека от себя самого и от природы».

 



 
PR-CY.ru