АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 2

Антропология в широком смысле слова, как учение еще не выделялось в виде особого раздела богословия или философии и оформлялось в различных вероучительных и философских трактатах, которые вслед за сочинениями Тертуллиана «О душе» и Григория Нисского «Об устроении человека» часто носили такие названия. В иерархической системе бытия, как оно понималось в восточной патристике, от Афанасия Великого (около 295–373 гг.), Василия Великого (около 330–379 гг.), Григория Богослова (около 330 – около 390 гг.), Григория Нисского (около 335 – около 394 гг.), Максима Исповедника (580–662 гг.), Иоанна Дамаскина (после 650 – около 750 гг.) до Григория Паламы (1296–1359 гг.) теологическая антропология раскрывалась в связи с учением об обожении человека по благодати: человек способен быть причастным к «нетварной энергии» Бога, который, оставаясь запредельным человеку в своей сущности, нисходит к нему энергиями. Образцовым для теологической антропологии Восточной церкви стало определение Василия Великого: «Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу его Творца», «тварь, получившая повеление стать богом». В западной теологической антропологии сама структура учения о человеке также задана осознанием его в отношении к Богу как истоку и последней цели бытия. Человек показывается в качестве творения Божия и отпавшего от Бога грешника, идущего к Богу по пути совершенствования, с помощью приобщения к Нему в таинствах церкви. Для средневековой теологической антропологии было характерно представление о человеке как элементе Божественного порядка, члене видимой исторической церкви. В теологической антропологии Аврелия Августина (354–430 гг.) существенное значение придается воле и времени как определенности человеческого существования («О свободном произволении», «Исповедь», «О граде Божием» и др.). В борьбе с отстаивавшимся Пелагием (умер после 418 г.) антропологическим оптимизмом, учении о способности человека содействовать своему спасению, Аврелий Августин (Блаженный) пришел к выводу, что после грехопадения человек не может не грешить, а от «закона греха» его очищает только даром данная Богом благодать. Всеведущий и милосердный Бог от начала времен предвидел тех немногих, чья свободная воля будет способной принять дар благодати, и предопределил их к спасению, а тех, воля которых станет упорствовать в приверженности преходящим благам, определил к погибели. Концепция предопределения в ее жестком варианте не была принята церковью, которая, осудив пелагианство на Эфесском соборе 431 г., а семипелагианство на Втором Оранжском (529 г.) и Валенсийском (855 г.) соборах, склонилась к умеренному августинизму, отрицала предопределение к нравственному злу, истолковала предопределение как предвидение. Теологическая антропология схоластики соединила элементы антропологии Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) и Платона (427–347 гг. до н.э.) – душа как форма и энтелехия тела, свобода воли как существенная составная часть природы человека – с августиновским учением о благодати: благодать не изгоняет, не повреждает, но поддерживает, совершенствует и возвышает поврежденную, но не извращенную грехом природу человека.

 



 
PR-CY.ru