АНТОНИЙ, Блум Андрей Борисович - Страница 2

2. Литургичность. В данном контексте это означает, что богословие Антония облекает в слова безмолвное по преимуществу Таинство Церкви: не какую-либо часть церковного обряда и не одно из Таинств, но совокупность церковного общения. Его слово вводит человека в Церковь, подобно священнодействию. 3. Антропологичность. Эту особенность своего учения отмечает и сам Антоний (в ответ на вопрос: «Во что верит Бог?» – он отвечает: «Он верит в человека»). Антоний постоянно подчеркивает безмерную глубину каждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога и постоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Это общение в каком-то смысле равноправно, т.е. подобно отношениям любви и дружбы, а не господства и рабства. Благодаря сосредоточенности Антония на человеке во всей полноте бытия его проповедь производит впечатление обращенной к каждому лично, несмотря на то, что зачастую его слушают толпы. Внимательный читатель различит в его текстах отголосок богословской беседы с протоиереем Г. Флоровским, В.Н. Лосским и многими другими русскими богословами нашего времени: укорененность в святоотеческом наследии, особенно в аскетической литературе, а также открытость диалогу с другими религиями и культурами (позднеиудейская письменность, восточная мистика, современная психология). Основная тема большинства книг, статей, а также устных проповедей и других выступлений Антония – это молитва, увиденная и осмысленная как личные и неповторимые отношения с Богом, открытые для каждого человека в любое время в любом месте. Согласно его убеждению, Христос возлагает на свои плечи ношу каждого измученного или колеблющегося человека, а взамен одаривает частицей своей уникальной свободы, проявляющейся и в малом – свободе от чиновности, ханжества и узости, и в самом главном – как свободы от себя, свободы жить в Боге. В СССР Антоний был известен благодаря его работе на радио BBC, где в течение нескольких десятилетий звучали его проповеди, и редким поездкам, которые становились событием для российских православных верующих. Сочинения на русском языке: Беседы о вере и Церкви. М., 1991; О встрече. М., 1993; Человек перед Богом. М., 1995; Церковь и время. М., 1998; Дом Божий. СПб., 1999; Митрополит Антоний Сурожский. Труды: В 2 кн. М., 2002, 2006.



 
PR-CY.ru