Словарь по христианству А АНТОНИЙ, Шутов Андрей Илларионович

АНТОНИЙ, Шутов Андрей Илларионович

АНТОНИЙ, Шутов Андрей Илларионович (1800/1812 – 1881 гг.) – старообрядческий архиепископ Московский и Владимирский Белокриницкой иерархии. Родился в с. Анастасьине (Московской губернии, Коломенского уезда) в православной крестьянской семье. На 16-м году женился, а 22-х лет от роду перешел из православия в беспоповщинское согласие федосеевского толка. Переход совершился под влиянием известного беспоповца Федосея Алексеевича Гучкова, одного из попечителей Преображенского кладбища, у которого Шутов жил некоторое время и работал приказчиком. По рекомендации того же Гучкова он скоро занял важную должность казначея Преображенского кладбища, в которой состоял до конца 1840 г. Видя, что со стороны правительства по отношению к старообрядчеству все больше и больше усиливаются строгости, Шутов задумал уехать за границу к живущим там старообрядцам и устроить там беспоповщинскую обитель. Двое беспоповцев (Павел Прусский, только что приехавший тогда в Москву, и головщик Преображенского кладбища Алексей Михеев после 1845 г.) привели это в исполнение: в Пруссии около деревни Войново (ныне в Польше) ими был устроен на средства кладбища небольшой монастырь. Однако вскоре Павел из-за происков Михеева, удалился из Войновского монастыря в австрийское беспоповщинское село Климодцы, находившееся неподалеку от Белой Криницы, где и устроил себе другой маленький монастырь. Сюда же в 1851 г. приехал и Шутов, принявший в Злынском Стародубском монастыре (Черниговской губернии) постриг с именем Антония (в прусской обители настоятель принял Антония недружелюбно). В феврале 1852 г., под влиянием инока-поповца Павла Белокриницкого (одного из основных организаторов присоединения к старообрядчеству митрополита Амвросия, в результате чего установилась Белокриницкая иерархия), Антоний был перемазан и перешел в поповщинское согласие, вероятно, соблазнившись обещаниями Павла посвятить его в епископы, что и было исполнено: 3 февраля 1853 г. Антоний митрополитом Кириллом был рукоположен в Белокриницком монастыре во архиепископа Владимирского и всея России, присоединив, таким образом, его к Белокриницкой иерархии. Инок Павел Белокриницкий рассчитывал на то, что за Антонием перейдут в поповщину многие федосеевцы, а архиепископство Антонию дали с целью подчинить ему старообрядческого епископа Софрония. Однако ни то, ни другое достигнуто не было. Как архиепископ Владимирский, Антоний делался главой русских старообрядцев до учреждения архиепископии в Москве. После же приезда в Москву (в феврале 1853 г.) он был принят на Рогожском кладбище (центре поповцев белокриницкого согласия в Москве) очень благосклонно, т.к. епископ Софроний своими неблаговидными поступками возбудил против себя сильное неудовольствие. Но Софроний встретил его как своего личного врага и составил план особой иерархии с патриархом во главе. Антоний написал послание, где обличал деяния Софрония. Кроме того, сохраняя отчасти свои прежние убеждения, Антоний запрещал попам приносить на литургии просфору на царя, требовал признания Аввакума, Лазаря, Никиты и др. святыми страстотерпцами, заставлял перекрещивать младенцев, крещенных православными священниками. Поэтому первые годы архиерейства Антония были для него и опасны, и трудны. С одной стороны, тотчас после прибытия Антония в Москву правительством было сделано распоряжение о его задержании, а с другой стороны, – его сильно беспокоили распри с Софронием, все планы и надежды которого на верховенство в старообрядческой иерархий разрушались с назначением Антония архиепископом Владимирским.

 



 
PR-CY.ru