Словарь по христианству А АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, Киево-Печерский

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, Киево-Печерский

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, Киево-Печерский (умер в 1073 г.) – святой, преподобный, основатель первого пещерного (Печерского) монастыря в Киеве, заложивший традицию русского анахоретства (отшельничества). До пострижения на Афоне – Антипа (точное место пострижения не известно; различные агиографические источники называют монастыри Ксилургу, Великую Лавру св. Афанасия и Эсфигмену). Уроженец местечка Любеч (близ Чернигова; дата рождения 983 г. историческими документами не подтверждается), Антоний отправился, еще будучи юношей, в паломничество в Византию, посетил Константинополь, а оттуда ушел на Афон – в центр иноческой жизни греческого Востока.  Обходя тамошние монастыри и наблюдая за их жизнью, он вскоре сам пожелал принять постриг. Один из игуменов исполнил его желание и взял в свой монастырь. Антоний прожил на Афоне несколько лет. Но однажды игумен позвал его к себе и  сказал: «Ступай обратно на русскую землю – и пусть живущие там через тебя преуспеют и утверждаются в христианской вере, и да будет с тобою благословение Святой горы». Антоний вернулся на Русь между 1030 и 1051 гг., но в родной Любеч не пошел, а решил поселиться в окрестностях Киева. Он обошел несколько монастырей, которые устроили иноки-греки, пришедшие вместе с князем Владимиром для крещения Руси, но ни один из них ему не понравился, т.к. здесь не содержали чина и устава совершенного общежития. Поэтому Антоний решил жить отдельно – стал ходить по лесам и горам и так дошел до княжеского села Берестова. Тут он нашел пещеру, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней, перенеся на русскую почву аскетическую практику Святой горы. Во время смут, которые наступили в 1015 г. после смерти князя Владимира (960–1015 гг.), Антоний вновь удалился на Афон. (Второе его путешествие на Афон, вероятнее всего, – вымысел агиографа XV в.) Но после того как в Киеве в 1019 г. утвердился великий князь Ярослав Мудрый, на Руси наступил мир. Тогда Антоний возвратился к месту своих прежних подвигов – на холм неподалеку от Берестова, покрытый вековыми лесами. Незадолго до этого здесь выкопал пещерку для молитв пресвитер Иларион, будущий киевский митрополит. Место это очень понравилось Антонию, он поселился в пещере Илариона и молил Бога о том, чтобы Он утвердил его вселение в этом месте. Несколько лет прожил он один в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количеством воды, да и то через день. Иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении. Узнав о его подвигах, к нему стали приходить некоторые христолюбцы и просили позволения поселиться поблизости от его пещеры. Антоний всех принимал и постригал. (Так сказано в его житии, однако исследователи полагают, что Антоний Печерский священнического сана не имел и самолично никого не постригал.) В числе первых его учеников были блаженный Никон и блаженный Феодосий. Когда собралось 12 братьев, они общими усилиями выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и кельи. Игуменом пещерного монастыря он назначил своего ученика Варлаама, а сам, избегая мятежа и молвы, затворился в одной из келий здесь же в пещере (но как афонский постриженик, вероятно, он все же исполнял обязанности духовника). Потом, когда вокруг подвижника собралась монашеская община, Антоний Печерский, желая уединения, около 1054 г. переселился на другой холм, в другую пещеру на берегу Днепра. Впрочем, Антоний ушел не один, а с небольшим количеством учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству. Житие его утверждает, что вследствие святой жизни у Антония открылся тогда дар чудотворца. Многих болящих, обращавшихся к нему за помощью, он исцелял зеленью, которой сам питался.

 



 
PR-CY.ru