АНТИТРИНИТАРИИ

АНТИТРИНИТАРИИ – в широком смысле – общее название всех противников тринитарной церковной догматики, в узком – представители протестантских течений во времена Реформации, не принимающих церковный догмат о Троице. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, называли себя унитариями. В то время как реформаторы (чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью) признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, – другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. Древнейшими антитринитарными учениями считаются взгляды монархиан (динамистов, модалистов) и евионитов, признававших верховенство Бога-Отца над остальными неравными и подчиненными ему ипостасями. Монархиане-динамисты (например, Павел Самосатский, III в.; а также его последователи – павликиане) видели в Иисусе Христе лишь человека, в котором действует одна из сил Бога-Отца – Слово. Монархиане-модалисты (Праксей, Ноэт Смирнский, Савеллий) верили, что на земле воплотился сам Бог-Отец. Их называли патрипассианами (от лат. patris passio – страдания отца), поскольку, по их взглядам, на кресте страдал Сыно-Отец, обнаруживающий свою единую ипостась в различных формах («схемах»). Савеллий (III в.), а также его последователи – савеллиане полагали, что Отец, Сын и Дух – «личины, наружности» одной божественной монады, и в ветхозаветную эпоху Бог с людьми говорил под видом Отца (Сына и Духа тогда еще не было), в новозаветную – под видом Сына, а настанет время, когда и Дух, как это уже сделали первые два лица, растворится в монаде. После Никейского собора (325 г.) продолжали высказываться антитринитарные идеи, в первую очередь, Арием и его последователями (например, аномеями – евномианами). Древнейшие формы антитринитаризма просуществовали как минимум до V в. В Средневековье антитринитаристские взгляды стали определенным выражением свободомыслия. В эпоху Реформации официально называть себя унитариями стали с 1638 г. представители антитринитарной конгрегации Трансильвании. Если подавляющее большинство протестантских деноминаций и общин признали непреложность догмата о Троице (Бог един по существу, но троичен в лицах, которые имеют собственные ипостасные свойства), то антитринитарии видели в этом догмате отступление от последовательного монотеизма и пытались текстологическими (апеллируя к Священному Писанию) и рациональными доводами его опровергнуть. Так, в согласии со средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии (умер от чумы в декабре 1527 г.) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта (умер в 1543 г.) учили, что истинный Христос есть «вечное слово», «внутренний свет», горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит.

 



 
PR-CY.ru