АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ - Страница 9

Научные стремления такого рода, с такими приемами и с такими результатами их применения, не оказывали, однако, прямого воздействия на раскрытие догматического учения церкви, тем не менее, влияние их на общее христианское мировоззрение не может подлежать сомнению. Продолжительная борьба с различными арианскими фракциями поддерживала богословствующую мысль в напряженном состоянии, и ее усиленная деятельность дала в высшей степени важные результаты для выяснения, раскрытия и утверждения церковной истины. Но не прекращающиеся вспышки еретических движений вызывали тревогу и заставляли искать их корня. Мысль как-то естественно обращалась к той личности, деятельность которой с самого начала вызывала и сильную любовь, и не меньшую ненависть – к александрийскому учителю Оригену. Его имя уже связывалось с арианским заблуждением, тем более что и сами ариане ссылались на Оригена в подтверждение своего учения. В действительности не было недостатка в таких пунктах, где умеренное арианство соприкасается с оригенизмом и представляется как бы дальнейшим его развитием. Против Оригена (как Отца арианской ереси и виновника всех современных заблуждений) к концу IV в. возвышает свой авторитетный голос епископ Епифаний Кипрский, являющийся выразителем того направления, которое, несомненно, издавна имело многих представителей среди епископов, клира, монахов и мирян и которое решительно ставило вопрос о правах богословской науки на философской почве, проводя односторонний традиционализм. Он не принадлежал ни к какой богословской школе, а был просто православным писателем, прямолинейно проводящим стремления крайних правых. Епифаний не был оригинальным писателем и боялся оригинальности: он стремится утвердить свою научную мысль на безусловно верной основе, как на якоре. Епифаний принимает только прочные результаты и отвращается от умозрения, которое ставит и пытается разрешить богословские проблемы; сам он часто только воспроизводит воззрения Афанасия и каппадокийских Отцов. В делах веры Епифаний не знает никакого снисхождения и не полагает различия между мнением и действительным заблуждением, между безусловными последователями Оригена и почитателями его науки и его плодотворной научной деятельности. Обширный отдел в «Панарии» Епифания против Оригена является первым полемическим произведением церковного традиционализма, открывающим великую борьбу против богословской науки в церкви. В сущности, здесь речь идет не об Оригене, которого Епифаний называет вольномудрствующим, напрасно присвоившим себе имя адамантового, жалким и напыщенным человеком, а об эллинском образовании (hellenike paidia), о том направлении церковной богословской науки, родоначальником которого справедливо считали Оригена. «Сколько ты сам потерпел вреда и сколь многим другим повредил, – восклицает Епифаний. – Как ты, укушенный страшной ехидной, то есть эллинским образованием, и для других сделался ядом! Ты, Ориген, ослепив свой ум эллинским учением, изрыгнул яд и на доверившихся тебе и сделался для них ядовитой пищей, повредив многим тем же, от чего и сам потерпел вред». Он с нескрываемым негодованием говорит о дерзости, с какой Ориген отважился говорить о предметах не исследуемых, изыскивать вещи небесные и объяснять все Священное Писание, что привело его к глубокому падению.

 



 
PR-CY.ru