АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ - Страница 7

Основателем школы считается антиохийский пресвитер Лукиан, а его ближайшим сотрудником – Дорофей, также пресвитер и знаток иврита. Господствующий в сирийских школах со времени Лукиана дух был так силен, что он налагал печать и на прибывших извне учителей, как, например, на Евстафия, родом из Сида в Памфилии, бывшего епископом Севастийским в Армении, и на таких учеников, как Кирилл Александрийский. Ход развития антиохийских экзегетических школ в своих началах совпадал с началами развития христианских школ вообще. Учебный план в отдельных аскетериях и гимназиях был в общих чертах тот же самый, что и в одноименных позднейших школах в Александрии, Эдессе, Низибии и в «Виварии» Кассиодора. Чтение, письмо и размышление были средствами к усвоению библейского содержания. Лукиан (родом из Самосаты в Сирии) получил свое библейско-богословское образование в школе Макария в Эдессе, где издавна процветала христианская наука, и в основанной Оригеном школе в Кесарии и вместе с тем соединил все, что давали для научной обработки Библии Сирия, Александрия и Палестина. Лукиан был величайшим знатоком Священного Писания, симпатизировал антитринитарным взглядам Павла Самосатского, за что был отлучен от церкви после осуждения ереси антитринитариев на Соборе 268 г., затем подвергся гонениям при Диоклетиане в 303 г. По-видимому, именно Лукиан был творцом арианской доктрины о предвечном создании Слова и Его обитании в теле человека. Поэтому многие его ученики оказались сторонниками арианства. Не случайно Арий называет своих единомышленников солукианистами. В первом периоде – от основания и развитие школы (от Лукиана до Диодора; 290–370 гг.), когда учителями были Лукиан (пресвитер антиохийский, мученик); Дорофей (пресвитер антиохийский, современник Лукиана) – антиохийская школа дала видных деятелей арианства и полуарианства, которых одно воспоминание об отношениях к Лукиану связывало в тесный союз, и они с удовольствием называли себя его учениками, солукианистами (sulloukianistai). Это были: прежде всего, сам Арий, затем Евсевий Никомидийский, Марий Халкидонский, Феогоний Никейский, Евсевий Эмесский, Евномий, Евдоксий, Нумерий и др. Кроме этих несомненных учеников Лукиана, может быть, сюда принадлежали и другие ариане, которые держались того же экзегетического направления, хотя их отношение к Лукиану и не может быть утверждено на достоверных исторических свидетельствах. К ним можно причислить Леонтия Антиохийского, его ученика Аэтия Антиохийского, диакона антиохийского Евномия – ученика Аэтия, превзошедшего своего учителя, Феодора Ираклийского (Фракийского) и др. Самым знаменитым в истории экзегетики из всех этих противников никейского вероопределения был Евсевий Эмесский. Принадлежа по своему происхождению к Эдессе, он усвоил широкое знание философских и точных наук, а высокое формальное образование получил сперва в знаменитой библейским богословием Эдессе, потом в Александрии, Кесарии (у Евсевия), в Скифополе (у Патрофила) и в Антиохии. Об учениках Лукиана их противники определенно сообщают, что они стояли на почве аристотелевской философии, и сохранившиеся отрывки литературных произведений Аэтия показывают почти в каждом положении аристотелика: Аэтий в применении начал аристотелевской философии даже превзошел Ария, что особенно ясно в его положении о познаваемости Бога.

 



 
PR-CY.ru