АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ - Страница 5

Представители этого типа богословской мысли составляли значительную часть членов Первого Вселенского собора. Они отвергали арианство, как ересь, но подозрительно относились и к новым терминам и понятиями, какие предположено было внести в изложение веры, считая это опасным нововведением, отступлением от древних мнений. Они приняли Никейский символ веры, но после Собора скоро оказываются в рядах антиникейцев, находя соблазнительным и опасным термин homoousios. Никейское определение они не считают чистейшим выражением веры, соответствующим подлинному учению церкви. Епископы этого богословского направления составляют большинство на Антиохийском соборе 341 г., где в противовес Никейскому символу веры выдвигают авторитет древности, то, чему изначала научились веровать; они затем входят в состав партии омиусиан. Все время, несмотря на борьбу против Никейского символа веры и его защитников, они стоят на почве строго-церковного консерватизма, что и доказывают своим безусловным соединением с православными ко времени Второго Вселенского собора, когда богословскими трудами каппадокийских Отцов было выяснено, что «единосущие» не приводит к савеллианству. Типичным представителем этого богословского направления в церковной литературе является Кирилл Иерусалимский. В своих огласительных поучениях, произнесенных около 348 г., он не применяет Никейского символа веры и не употребляет термина homoousios, а в основу их полагает символ Иерусалимской церкви, предупреждая слушателей, что он не есть дело рук человеческих, и что каждое его слово может быть подтверждено Священным Писанием. Соответствия со Священным Писанием он считает вполне достаточными, резко полемизирует против Савеллия и Маркелла, подозреваемого в савеллианстве, опровергает также и ариан, но без ясного указания на них. При отдельных положениях учения он не отказывается от приведения разумных доказательств, но не дает ничего, что напоминало бы систему учения, и не обнаруживает стремления к ней. В его катехизических поучениях нельзя найти ни малейшего следа влияния какой-либо философской школы – он везде и всюду остается чисто церковным писателем, стоящим на почве церковного Предания. На Соборе в Селевкии в 359 г. он оказывается в рядах омиусиан, а на Втором Вселенском соборе участвует как вполне православный его член. Поучения Кирилла Иерусалимского являются очень ценным документом, подтверждающим факт, что между противниками Никейского символа веры были епископы, которые не решались его употреблять, не считая его точным выражением правой веры, хотя сами были бесспорно православными. Маркелл Анкирский занял в истории богословской науки в высшей степени оригинальное положение. Он совершенно не затронут тем движением церковной богословской науки, какое она сделала со времени Иринея. Маркелл свободен от всего, что давало новейшее богословие; протестовал против него. Он не только поправлял Оригена, но шел назад от Оригена – до Иринея и даже до Игнатия. Маркелл вооружается против всех богословских методов, и основной грех их видит в привлечении Платона и вообще философии. Он сознательно хотел стоять на почве одного Священного Писания и апостольского Предания и установить чисто библейскую терминологию.

 



 
PR-CY.ru