Словарь по христианству А АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – одна из древнейших православных автокефальных церквей. Ее название ведет свое начало от названия древней столицы Сирии – Антиохии, которая неоднократно упоминается в Новом Завете. Антиохия была основана в 300 г. до н.э. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов (305/304 – 281 гг. до н.э.). Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 г. до н.э. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I–II вв. н.э. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии. Большинство местного населения города составляли сирийцы, подвергшиеся эллинизации. Другой наиболее значительной этнической общиной была иудейская. Как и во всех других областях Римской империи, именно эта община и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой прижилось и стало развиваться христианство. В Антиохии евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство. Для заботы о новообращенных апостолы направляют сюда Варнаву, который, увидев значительное число уверовавших во Христа, приводит из Тарса апостола Павла, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое крещение, и отсюда начал свою миссионерскую деятельность; он традиционно считается основателем Антиохийской церкви. Об этом свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Иероним, Лев I Великий). Апостол Петр, чье епископство длилось предположительно 5–7 лет, завершил создание в Антиохии церковной организации. По одним сведениям он поставил Антиохийским епископом Евода, а по другим – Игнатия Богоносца. В соответствии с новозаветными текстами именно в Антиохии последователи Иисуса Христа впервые стали называться христианами (Деян. 11. 26), до этого они называли друг друга «учениками» и «братьями». В книге «Деяния» (Деян. 11. 20–21) есть упоминание об Антиохии, связанное с избранием семи диаконов церкви, одним из которых был св. Стефан, позже принявший мученическую кончину в Иерусалиме. Это означает, что проповедь Евангелия в Антиохии велась не только представителям иудейской общины. Из смешения иудеев и язычников в течение десяти лет после Воскресения Христа возникла церковь Антиохии. Практика обращения язычников в христианство привела и к первым значительным разногласиям внутри церкви. Однако решение этой проблемы на Иерусалимском соборе (между 49 и 52 гг.) подтвердило правильность начатой в Антиохии проповеди среди язычников. Из этой церкви вышли замечательные ученые и ораторы, знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей: Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, здесь родился известный христианский проповедник Иоанн Златоуст. Многие патриархи и епископы Антиохийской церкви своими делами послужили примером всему православию, подобно священномученику Игнатию Богоносцу, принявшему венец славы в Риме, святителю Мелетию, председательствовавшему на II Вселенском Соборе, и др.

 



 
PR-CY.ru