АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 8

В трактате «О свободе выбора» Ансельм рассказывает, кто может и кто не может иметь или не может возвратить или не возвратить потерянную непорочность воли. А в трактате «Падение Дьявола» он более подробно рассказал о простоте структуры высшего Существа: образом невидимого Бога в нашем реальном пространстве являются два простейших и совершеннейших существа (два ангела), которые были созданы прежде всего материального. А создаваемая им Природа и живущие в ней существа могли длительно существовать и умножать Разум, увеличивая могущество Бога. Для этого и была дана (или отнята) у одного из ангелов способность выходить за пределы существующих знаний. Эта способность дана была и человеку. Конечно, это увеличивает риски существования созданного Мироздания, но для этого и есть Бог, который, если это не идет в разрез с его основной Истиной, – получать и умножать Разум, не позволяет доводить риск до критического момента, способного уничтожить созданное им Мироздание. Диалог «О падении Диавола» написан им в монастыре Бек. Во всех этих диалогах Ансельм обосновал отсутствие онтологической самостоятельности зла, справедливости. В первом из этих трех трактатов («Об истине») Ансельм задумал показать и осознать понятие «Истины», желая дать ей единое толкование, которая в «Прослогионе» отдельно появляется только в названиях глав, а в «Монологионе» он только доказал, «что высшая Истина не имеет ни начала, ни конца». Поскольку чаще всего именно через высказывание мы обозначаем что-либо истинным или ложным, то с истины высказывания и начал Ансельм раскрытие Истины. Правда, сразу же следует определение, что истинно есть то, что присутствует в самой истине, поскольку «ничто не истинно, исключая то, что присутствует в истине; таким образом, истина чего-либо истинного находится в той истинной вещи. Но вещь, о которой высказываются, не находится в данном высказывании, и поэтому его (высказывание) нельзя назвать истинным; скорее его нужно назвать причиной истины утверждения. Поэтому, мне кажется, что истину утверждения необходимо искать только непосредственно в утверждении (in ipsa oratione)». Но утверждение бывает двух видов. Первый вид истинного утверждения, это когда то, о чем высказывается, присутствует в данный момент, а второй вид – то, о чем высказывается, не присутствует в данный момент, но мы твердо знаем, что это существует. Например, если днем мы говорим о дне, это первая истина высказывания, но если днем мы говорим о ночи, это вторая истина высказывания. И то и другое истинно и правильно. Поэтому первое высказывание имеет одну правильность и истинность, потому что показывает то, что оно сделано, чтобы показать; и второе высказывание имеет другую правильность и правду, потому что оно было сделано, как полученная способность высказывания. Первое из этих правильностей, или истин, может иметь различные высказывания; но второе относится к неизменному высказыванию. Утверждение не всегда имеет первый вид истины, но всегда обладает вторым. Первый вид истины принадлежит к случайному утверждению и зависит от того, как то, о чем высказывается, воспринято высказываемым в данный момент, тогда как второй вид истины относится к тому, как то, о чем высказывается, уже находится в понятии высказываемого.

 



 
PR-CY.ru