АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 2

В 1059 г. Ансельм поступил в школу при монастыре Бек в Нормандии, где стал учеником Ланфранка. Он подчиняет себя его учительству и через малое время становится к нему ближе прочих учеников. Днем и ночью Ансельм занимается науками, притом не только получая уроки Ланфранка по своему желанию, но и с тщанием обучая других по их просьбам. Между тем как тело его среди таковых занятий изнуряемо было бдением, голодом и холодом, пришло ему на ум, что если когда станет он монахом (как положил в свое время), тяжелее того, что он терпит, ему терпеть не придется. В 1060 г. Ансельм принял монашество, а в 1063 г. – был избран приором монастыря Бек. Его житие рассказывает о том, что едва став монахом, Ансельм ревностно подражал житию тех, кто являл особенное благочестие. В течение трех лет изо дня в день он продвигался в духовном преуспеянии все далее. В одну из ночей между одним уставным бдением и другим благодать Божья воссияла в нем, и вожделенное раскрылось его разумению, исполнив все глубины сердца его радостью и весельем. Рассудив же сам с собой, что если раскрывшееся ему станет ведомо и другим, оно, быть может, будет им в утешение. Он записал все на восковых табличках, которые предал на сохранение одному из братьев обители. Через несколько дней Ансельм просит их у хранителя назад; их ищут на том месте, где они были положены, но отыскать не могут. Все братья опрошены, не взял ли таблички по случайности кто из них, однако, безуспешно. Ансельм снова делает записи о том же предмете на других табличках и передает их все тому же брату с наказом беречь повнимательнее. Тот прячет таблички в свою постель, а на следующий день, не ожидая ничего худого, находит их на полу рядом с ложем, причем куски воска отломились и были рассыпаны в разрозненном виде. Таблички были подняты с пола, куски воска собраны, и все опять вручается Ансельму; тот сам подбирает разрозненное и с большим трудом восстанавливает записи. Страшась, однако, как бы сочинение не погибло по какой небрежности окончательно, он приказывает перенести его на пергамент. Это обстоятельство, а также постоянная пропажа табличек, подвигло Ансельма, ради сохранения того, что им было увидено, вместо сжатого конспекта, написать трактат, который известен как «Proslogion» («Обращение к своему духу»). Здесь он предложил доказательство бытия Бога, позже названное И. Кантом онтологическим: от понятия Бога к признанию реальности его бытия. Еще в трактате «Монологион» Ансельм дал три доказательства бытия Бога, отталкиваясь от эмпирического мира: от степеней обладания благами вещей этого мира – к наивысшему благу самому по себе; от причин, благодаря которым существуют конечные вещи, – к единой причине всех вещей, которая существует сама по себе; от различных степеней совершенства в вещах – к вечной и необходимо существующей причине всех совершенств. В трактате «Прослогион» Ансельм уже вначале добавил несколько глав, где, во-первых, описал, как он стремился к познанию Истины, а, во-вторых, свой схоластический спор с неким безумцем, который заявлял, что в его сердце, нет Бога. Согласно Ансельму, уже само понятие Бога содержит в себе необходимость его существования. Поскольку Бог есть то, больше чего невозможно помыслить ничего, постольку он должен мыслиться как существующее необходимо. Это соответствовало позиции крайнего реализма Ансельма в споре об универсалиях: наиболее общее понятие является наиболее реальным.

 



 
PR-CY.ru