Словарь по христианству А АНСГАР, Ансгарий

АНСГАР, Ансгарий

АНСГАР, Ансгарий – «апостол Севера». Родился в 801 г. в Пикардии, одной из областей Франкской империи, близ Амьена. С самого рождения он отличался благочестивым и восторженным характером, а смерть матери, когда ему было 5 лет, еще больше усилила его склонность к мистицизму. Автор его жития рассказывает, что все важнейшие события жизни Ансгария предзнаменовались ему или в видении, или посредством внутреннего озарения. Религиозная экзальтация рано стала сказываться в его видениях, в таинственных голосах, которые звали его к подвигу. В своих видениях он созерцал муки ада и вкушал блаженство райской жизни. Так, однажды мать явилась ему в окружении светозарных жен, Ансгарию же казалось, будто он завяз в грязи и не может добраться до нее. И вот, когда он остро ощущал свое бессилие, главенствующая среди этого общества пресвятая Богородица спросила его: желает ли он присоединиться к своей матери? Ансгарий, конечно же, страстно желал этого, и Богородица открыла ему, что ради этого он должен оставить суетность мира, как неугодную святым. После этого мальчик думал только о монашестве, и в возрасте 13-ти лет он уже носил монашеское платье ордена св. Бенедикта. Его мирские привязанности были еще более подорваны в 814 г. известием о смерти императора Карла Великого, которая произвела на Ансгария чрезвычайно глубокое впечатление, показав непрочность всякого земного величия. Несколькими годами позже он пережил еще одно яркое видение: ему показалось, что его дух выведен из тела двумя достопочтенными людьми, в которых он признал апостолов Петра и Иоанна. Сначала они погрузили его в чистилище, и Ансгарий оставался там в течение трех дней, пережив столько мук, что они показались ему тысячей лет. Затем апостолы перенесли его в область божественной славы, где вкушали райское блаженство благоговейных святых. Тут он услышал голос изумительной силы и сладости, говоривший ему: «Иди, и ты опять возвратишься ко Мне с венцом мученическим». Позже Ансгарию явился Спаситель и уговорил его исповедовать свои грехи, а потом уверил, что они прощены. В ответ на его вопрос: «Господи, что же Ты хочешь, чтобы я делал?» – последовал ответ: «Иди и проповедуй язычникам Слово Божие». Поэтому мистицизм Ансгария не сделал его бездеятельным. Он постригся в новом Корбейском монастыре (в Вестфалии) и здесь получил свое богословское образование под ближайшим руководством известных тогда учителей – Адальгарда, Валы и Пасхазия Радберта. Хорошей подготовкой к миссионерскому служению было для него преподавание в монастырской школе и проповедование в церкви Корбейского монастыря. Но мысль о миссионерском служении никогда не оставляла его. Вскоре ему представилась возможность исполнить свою мечту. В результате завоеваний Карла Великого франки стали соседствовать с северными народами. Первую попытку их крещения предпринял в 822 г. реймский архиепископ Эббо. В 826 г. благодаря его стараниям в Менце крестился датский (ютландский) король Харальд (Гаральд), вместе с женой и четырьмя сотнями последователей. Его крестным отцом был император Людовик I Благочестивый (814–840 гг.), единственный оставшийся в живых сын Карла Великого. Основным стремлением этого императора было единство и упорядоченность с помощью церкви (отсюда приставка – «Благочестивый»; он имел еще одно прозвище – «Благодушный» – за свою доброту).

 



 
PR-CY.ru