Словарь по христианству А АНДРЕЙ РУБЛЕВ

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

АНДРЕЙ РУБЛЕВ (около 1360/1370–1427/1430) – русский иконописец XV в., ученик Феофана Грека, создатель московской школы живописи, преподобный, канонизирован в 1988 г. Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому, в Троице-Сергиевом монастыре, по другим исследованиям, – в Спасо-Андрониковом монастыре. Вначале был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре, где скончался и погребен. В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворного Спаса, приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также стенопись в соборе Успения во Владимире (1408 г.). Деисус работы совместно с Феофаном Греком, а также вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве 1547 г. Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. На формирование его мировоззрения большое влияние оказала атмосфера национального подъема 2-й половины XIV – начала XV вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Андрей Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все – рубеж XIV–XV вв., по другим исследованиям, 10-е гг. XV в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В конце XIV – начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427 гг.) Рублев создал свой шедевр – икону «Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублев наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» – самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.



 
PR-CY.ru