АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ - Страница 3

Древняя Русь, имевшая центром Киев, ориентировалась на Причерноморье, богатое и высококультурное. Но с середины XII в. половцы, ранее изгнанные Мономахом и Мстиславом за Дон, вновь нападают на южное Поднепровье, нередко блокируя связь с Константинополем. Торговые пути с Византией перемещаются в более безопасные места, ближе к западу, через Львов. Киев уже не интересен для новых властителей. Киевская Русь распадается. На передний план выходит Галич. Андрей Боголюбский стремится возвысить Владимир, сделать из него второй Киев. С этого времени начинается возвышение северных земель. За семь лет (с 1158 по 1165 гг.) в новой столице были осуществлены колоссальные преобразования: протянулись километры земляных валов с дубовыми стенами, поднялся каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160 гг.), встали Золотые ворота – парадный въезд в город, в загородной княжеской резиденции Боголюбово вырос храм Рождества Богородицы. В общей сложности при Андрее Боголюбском было возведено свыше 30-ти церквей по всей Ростово-Суздальской земле. Так как Суздальская область была новой по сравнению с другими, укреплялась и расширялась путем колонизации в землях чужих и языческих, то постройка церквей имела громадное значение и возвышала всю область. В 1165 г. на берегу реки Нерль Андрей сооружает первый на Руси храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, воздвигнутый в память победоносного, но вместе с тем и печального для Андрея Боголюбского похода в Волжскую Булгарию (1164 г.), во время которого погиб его юный сын Изяслав. Еще около 1160 г. Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но эта просьба была отвергнута. В 1162 г. Андрей делает вторую попытку основать особую митрополию во Владимире, но получил отказ от константинопольского патриарха Луки Хризоверга (1157–1170 гг.). Патрарх понимал, что в таком удалении от Византии управлять новой митрополией греки не смогут. Андрей сделал своего кандидата в митрополиты епископом ростовским, заставив его жить во Владимире. Этот епископ Феодор не хотел признавать митрополита Киевского, высказав тем самым свое стремление и стремление своего князя к автокефальности суздальской церкви. В 1168 г. Андрей Боголюбский посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев, чтобы добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. Однако в 1169 г. у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. Андрей Боголюбский и сам стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии.

 



 
PR-CY.ru