АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ, Оксфордское движение, Трактарианство

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ, Оксфордское движение, Трактарианство – направление в англиканстве, стремящееся к сближению с католической церковью. Англокатолицизм развивался как консервативная реакция против реформ 1828–832 гг., проводимых правительством вигов, которое распространяло политические привилегии на людей, не являющихся членами Церкви Англии. Термин «англокатолический» ввел Дж. Г. Ньюмен в 1837 г., у которого возникла мысль об объединении Церкви Англии с Римской церковью. 14 июля 1833 г. Дж. Кебл, коллега Ньюмена по колледжу в Оксфорде, произнес проповедь о «Национальном отступничестве» (направленную против реформ в церкви), которая положила начало «Оксфордскому движению». Наиболее значительным ее выражением стала серия из 90 «Оксфордских трактатов», опубликованных с сентября 1833 по январь 1841 гг. Ньюменом, Кеблом, профессором иврита Эдвардом Бувером Пьюзи и другими сторонниками англокатолицизма. Поэтому движение получила также называние «Трактарианского». В «Оксфордских трактатах», основанных на литературе Высокой церкви XVII–XVIII вв., утверждалось, что Церковь Англии была созданием Бога, основанным на апостольском преемстве, что центральное значение в церковной жизни имеет литургия, что «Книга общих молитв» является правилом веры. Группа теологов и священников в Оксфордском университете под руководством Пьюзи (отсюда возник термин «пьюзеизм», означающий прокатолическое направление в англиканстве) и Ньюмена провозгласила возврат к традиции Отцов церкви, настаивала на значении Священного Писания, церковного авторитета, ограничивающего свободное исследование Библии, на роли иерархии, священства в спасении, потребовала восстановления дисциплины покаяния, исповеди, соблюдения духовенством целибата. В особенности подчеркивалось значение церковных таинств, прежде всего – причащения, сила которого зависит не от веры и благочестия причащающегося, а от особой благодати совершающего таинство клирика, получаемой в рукоположении от епископов – носителей апостольского преемства. Эта тенденция обрела поддержку среди духовенства и ученых богословов. Прокатолическое крыло стало даже рассматривать англиканство как одну из трех ветвей католицизма, наряду с Римской церковью и восточными православными церквами. В Высокой церкви были восстановлены мужские и женские монастыри, пропагандировались литургические формы, в которых сохранялись элементы католического культа, в том числе – поклонение Святым Дарам во время евхаристии, последнее помазание больных (соборование), тайная исповедь, крестные ходы, в богослужении используются святая вода и ладан, богатые одеяния духовенства. С 1841 по 1863 гг. Библиотека Англо-католической теологии опубликовала труды богословов Высокой церкви в 88-ми томах. Сторонника англокатолицизма и Высокой церкви восприняли некоторые идеи социальной доктрины католицизма, настаивали на том, что церковь должна быть защитницей бедных, организовывать благотворительность со стороны имущих классов. Ньюмен и многие другие англокатолики перешли в католицизм. Ньюмен был возведен папой Львом XIII (1878–1903 гг.) в кардиналы. Однако попытки ввести в церквах католическую символику и ритуалы вызвали народные волнения и активное противодействие ревнителей протестантизма, которые врывались в церкви англокатоликов во время богослужения. В 1977 г. конференция в Англии (присутствовали представители 3 тыс. местных общин) приняла декларацию кафолических принципов, на которых основывается англокатолическое движение. Англокатолицизм и сегодня выступает против ординации женщин, обнаруживает стремление к единству с Римской церковью. См. также Англиканская церковь, Англиканское содружество.

 
PR-CY.ru