АНГЕЛ - Страница 3

В эпоху Нового Завета ангелы возвещают и прославляют рождение Спасителя, служат Ему, возвещают Его Воскресение и Вознесение, показываются апостолам. Христианские теологи уже в IV в. (Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский и др.) плодотворно занимались ангелологией, в результате получила распространение классификация ангелов Псевдо-Дионисия Ареопагита (V–VI вв.). Его трактат «Небесная иерархия» на основании ветхозаветных и новозаветных преданий описывает ангельскую иерархию, включающую три лика, по три чина в каждом. Первый лик – чин Серафимов (представляют Божественную Любовь; их одежды красны, в руках ангелы держат свечи), чин Херувимов (Божественная Мудрость; одеяния голубого и желтого цветов, в руках – книги) и чин Престолов (Божественная Справедливость; одеты в судейские одежды, обладают атрибутами власти). Второй лик ангелов управляет звездами и элементами (в руках держат скипетры и сферы) и включает следующие чины: Господства, Начала и Власти. Третий лик осуществляет связь Бога с миром – чины Сил, Архангелов и Ангелов. Ангелы Света предстоят перед лицом Божьим и творят Его волю, непрестанно славя Его бесчисленными хорами. Их одежды сотканы из света, поэтому Библия говорит, что они огневидны. Согласно легенде, к коптскому монаху Пахомию однажды явился ангел, и его одеяние было впоследствии им скопировано в качестве уставной одежды для монахов. Авторитет этой классификации был так велик, что по такому же принципу была устроена политическая структура бюрократии в Византийской империи. Еще св. Августин Блаженный говорил, что все в мире находится под охраной ангелов. Они являются покровителями городов, стран, народов, отдельных людей. Окончательно почитание ангелов установлено Седьмым Вселенским собором (787 г.). В протестантизме почитание ангелов отрицается, но учение о них признается – с определенными оговорками. В русской литературе известно несколько апокрифов об ангелах, записанных, между прочим, в древних палиях. В некоторых частностях эти апокрифы отличаются от греческих, в особенности в том, где говорится о падении ангелов. В русских апокрифах не указываются причины падения: видимо, греческие источники, рассказывающие о связях ангелов с «дочерями человеческими», были русскому народу совсем не известны. Русские апокрифы рассказывают, что Бог сотворил 10 (по другим источникам – 12) чинов ангельских, из которых последний чин под предводительством Сатаниила согрешил на четвертый день творения, после чего согрешившие ангелы были низвергнуты из рая: одни упали в преисподнюю, другие задержались в воздухе, а остальные остались на земле. Символика изображения ангелов очень древняя. В Ветхом Завете описываются крылатые херувимы, изображенные на Киоте (Ковчеге) Завета. Древнее христианское искусство изображало ангелов зрелыми юношами в тунике. С IV в. появляются попытки изобразить ангелов  отлично от людей, для чего их образам придается сияние и приписываются крылья. С VIII в. уже изображают ангелов с крыльями, сиянием и посохом странника (иногда оканчивающегося крестом).



 
PR-CY.ru