Словарь по христианству А АНАФЕМА

АНАФЕМА

АНАФЕМА – отлучение в христианской церкви. На языке Библии оно означает нечто «находящееся под заклятием», т.е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Семьдесят толковников в своем переводе Библии с еврейского (см. Септуагинта) перевели этим словом еврейское «херем». Но у евреев в содержание этого понятия входит не только признак посвящения Богу и неприкосновенности дара вследствие его святости, но и признак дара Богу для умилостивления и уничтожения. Этот второй признак в переводе 70-ти толковников и вошел в понятие «анафема». С изменением представлений о Боге в послепленный период изменилось и содержание понятия «анафема». Синагогальная практика выработала два вида исключения из общины: простое отлучение и отлучение с проклятием – херем. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть. Города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. Скот, земля и всякого рода иная собственность, бывшие под заклятием, считались принадлежащими святыне, т.е. жрецам. У позднейших иудеев это означало более строгую степень отлучения. В эллинистической религии слово «анафема» обозначало табуированную, заклятую вещь, посвященное божеству. В Новом Завете анафема – синоним клятвы, а также собирательное имя для всех, невзлюбивших Иисуса Христа и извращавших его учение. Церковь употребляет это слово также в смысле проклятия, особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т.е. «будь проклят» или «да постигнет тебя кара Божия». Слово «анафема» впервые употребляется апостолом Павлом. Он считается с установившимся его значением, но не употребляет его намеренно, когда, например, заходит речь об отлучении коринфского кровосмесителя, желая, очевидно, показать, что христианское отлучение есть нечто иное по сравнению с синагогальным (1 Кор. 5:13). Апостольские правила не пользуются для выражения своих запрещений словом «анафема», а употребляют иные термины: «Да будет извержен и отлучен». Слово «анафема» входит в употребление с IV в. (Эльвирский и Лаодикийский соборы) и становится господствующим со времени Халкидонского собора (451 г.). Появляется и новый смысл – проклятия-предупреждения осквернителям христианских кладбищ.

 



 
PR-CY.ru