АНАБАПТИСТЫ, «перекрещенцы» - Страница 3

Социальная система, созданная анабаптистами, была такой же существенной его частью, как и религиозное учение. С требованием неограниченной свободы для человека шло рука об руку признание абсолютного равенства в обществе и отрицание  частной собственности. Последовательные сектанты не мирились ни с какими формами общественного неравенства и зависимости человека от человека как противными божественному Откровению. Религиозная санкция здесь не только оправдывала, но и усиливала такого рода стремления. И если одни сектанты ограничивались пассивным сопротивлением тому, что считали незаконным и противоречащим законам Божьим, то другие требовали насильственного ниспровержения существующих порядков, основываясь на том, что «вера без дел мертва». Поэтому анабаптисты принимали активное участие в Крестьянской войне в Германии (1524–1525 гг.) и в Мюнцерской коммуне (1534–1535 гг.). Постепенно они пришли к проповеди кровавой революции, истребления огнем и мечом нечестивых и подготовки этим путем окончательного торжества «святости» на земле. После поражения Мюнцера они подверглись преследованиям со стороны светских властей, католиков и ряда протестантских церквей, что вынудило их покинуть Германию. Однако усилившееся преследование не только не прекратило сектантства, но и содействовало его распространению: изгоняемые из одних городов, анабаптисты приобретали новых последователей в других. Во время гонений на анабаптистов ни католические, ни протестантские государи не имели к ним никакой жалости. В Австрии и Тироле они умерщвлялись сотнями, десятки их всходили на эшафоты и костры, всегда обнаруживая непоколебимую стойкость, которую Лютер склонен был объявить сатанинским наваждением. Гонения и казни привели к тому, что идеи построения Царства Божьего на земле постепенно сменились эсхатологическими ожиданиями (ожиданиями конца света) и хилиастическими ожиданиями Второго пришествия Христа и его тысячелетнего царства (см. Хилиазм). Из числа нидерландских сектантов особенно выдвинулся гарлемский булочник Ян Матисен, назвавший себя Енохом и выславший 12 апостолов на проповедь. Как в середине 1520-х гг. среди крестьян, так теперь (в 1530-х гг.) социальная революция в городах разыгралась с не менее кровавым характером. Она закончилась мюнстерским восстанием, в котором наиболее видную роль играл сначала Матисен, затем Иоанн Лейденский. Их попытка устроить в Мюнстере «небесный Иерусалим» была жестокой пародией на царство Божье. Кровавая расправа католицизма с мюнстерскими анабаптистами (1535 г.), затем подавление восстания в Амстердаме окончательно обессилили анабаптизм. Усилились пацифистские настроения: общины теряли политический характер, осуждали войну и ношение оружия. Именно на отрицании всякого рода политической программы было построено учение Меннона, которое, в сущности, воспроизводило религиозную догматику анабаптистов. В том же духе и братья Гуттер основали религиозные общины моравских братьев. Соединение религиозно-нравственной системы с социально-политической программой еще раз встречается в Англии XVII в. у индепендантов, учение которых, несомненно, зародилось у немецких анабаптистов. Те же хилиастические чаяния отличают «людей пятой монархии», отрицавших всякую власть на земле, кроме Христовой, и устроивших заговор против Кромвеля, в котором принимали участие и голландские анабаптисты. Заговор был раскрыт (в 1657 г.), вожаки его посажены в тюрьму. Преемниками анабаптистов стали амиши, меннониты, гуттерские братья, мельхиориты. Кроме этого, они оказали влияние на баптистов и квакеров. В настоящее время последователи анабаптистов, объединенные в так называемые свободные церкви (пересмотревшие и изменившие ряд положений первоначального анабаптизма), проживают в США и Канаде. В незначительном количестве они есть и в Западной Европе.



 
PR-CY.ru