АНАБАПТИСТЫ, «перекрещенцы»

АНАБАПТИСТЫ, «перекрещенцы» (от греч. – вновь крестить, перекрещивать) – общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин означает повторное крещение, которое проводилось под предлогом, что полученное  в младенчестве крещение было лишь водным и неосознанным. Он употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в XVI–XVII вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. Первым так стал называть анабаптистов У. Цвингли, в то время как сами себя они называли «братьями и сестрами». «Перекрещенцы» учили, что нельзя крестить младенцев, еще не имеющих веры, что церковь должна быть обществом святых, что все должны быть равны, а все имущество должно быть общим; не должно быть властей и законов; для создания такого общества придется искоренить все нечестие и истребить всех нечестивых. Поскольку группы не были однородными, предпочтительнее говорить о различных направлениях данного движения, к которому относятся Швейцарские, Южно-германские и Гуттеритские братья, а также Голландские меннониты. Считается, что начало анабаптизму положили проповеди суконщика из г. Цвикау (Саксония) Николая Шторха, имевшие значительный успех среди беднейших слоев населения. Подвергшись гонениям, Шторх вместе со своими сторонниками в 1520 г. переехал в Виттенберг, где его проповеди приобрели ярко выраженный социальный характер. В них звучали призывы к утверждению социальной справедливости в обществе и установлению Царства Божьего на земле, воздвигались гонения против науки, общественных удовольствий, против богатства, раздел которого между бедными требовался во имя Евангелия. Власти не знали, что делать с проповедниками; Мелланхтон колебался в своем отношении к ним; двести студентов, убедившись в бесполезности светской науки, бросили университеты. С приездом в Виттенберг М. Лютера смущение исчезло, и движение было подавлено. Анабаптисты, до тех пор рассчитывавшие на Лютера и на правительства, порвали с ними всякую связь и обратились со своей проповедью к крестьянам, уже давно недовольных господствующими порядками. Стали проявляться индивидуалистические особенности новой секты. Одни из числа последователей стремились к более глубокой доктрине, другие «глядели лишь на букву Священного Писания»; некоторые носили особую одежду и старались вернуться к строгости первоначального христианства, другие корчились, уверяя, что при этом общаются с небом; одни проводили жизнь в молчании, другие – в молитве, третьи – в воплях и плаче. Многие полагали, что брак между верующим мужчиной и неверующей женщиной (и наоборот) сам по себе недействителен, и что обе стороны свободны вступать в новый брак. Другое начало исследователи относят к 1525 г., когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей У. Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры, которые придерживались принципов непротивления злу, общности имущества, обличали согрешивших братьев.

 



 
PR-CY.ru