АМСДОРФ Николай

АМСДОРФ Николай (1483–1565 гг.) – деятель Реформации в Германии, один из ближайших друзей и сотрудников М. Лютера. Родился, по всей вероятности, в Торгау, происходил из древнего рода и состоял в родстве со Штаупицем со стороны матери. Он рано был предназначен к духовному званию. Поступив в 1502 г. в Виттенбергский университет, Амсдорф уже в 1504 г. был магистром искусств, в 1507 г. – бакалавром, в 1511 г. – лиценциатом и профессором богословия. Еще до обнародования Лютером его тезисов Амсдорф подружился с ним, сопровождал его в 1519 г. в Лейпциг, в 1521 г. – в Вормс и был посвящен в план похищения Лютера в Вартбургский замок. В качестве суперинтенданта и проповедника при церкви св. Ульриха в Магдебурге, Амсдорф реформировал в 1524 г. тамошнюю церковь в протестантском духе, реформировал также в 1528 г. церковь в Госларе, в 1534 г. – в Эйнбеке, в 1539 г. – в Мейсене. 20 января 1542 г. он был посвящен Лютером в сан епископа Наумбург-Цейского, но уже в 1546 г. (во время шмалькальденской войны) был изгнан оттуда. Суровый, нетерпимый, прекрасный диалектик, он еще при жизни Лютера всеми силами препятствовал соглашению с противниками, например, в Шмалькальдене (1530 г.), в Вормсе (1540 г.), в Рогенсбурге (1541 г.). Во всех религиозных переговорах, в которых он участвовал, протестовал против объединения на основе вероучительных уступок со стороны лютеран, в особенности отступления от учения Лютера об оправдании верой или понимания Вечери Господней. После смерти Лютера встал во главе строго лютеранской партии и вместе с Флацием оставался самым стойким борцом за чистоту лютеранской доктрины, выступал против более либеральных взглядов Ф. Меланхтона и других реформаторов. В особенности он подчеркивал, что спасение человека может быть обретено только посредством веры. Амсдорф даже выдвинул парадоксальный тезис, согласно которому добрые дела могут быть пагубны для спасения души. Изгнанный из Наумбурга, Амсдорф в течение двух лет жил в Веймаре и работал над основанием строго лютеранского университета в Йене, который должен был служить противовесом Виттенбергскому университету как центру Меланхтонской партии. Сильная оппозиция против интерима заставила его отправиться в Магдебург. После взятия Магдебурга Амсдорф нашел приют в Эйзенахе, не имея определенной должности, он был высшим советником во всех вопросах, касающихся церкви в эрнестинских владениях. На вормском диспуте 1557 г. добился полного отделения строго лютеранской партии. Амсдорф существенно повлиял на догматическую нетерпимость лютеранской ортодоксии. Умер в Эйзенахе и там же был погребен в городской церкви; ему были оказаны епископские почести. Среди его сохранившихся сочинений многочисленны письма и разнообразные краткие работы.

 
PR-CY.ru